Психологический аспект

Психологический аспект

Наконец, нужно сказать еще об одной области большой сходимости философии и религии. По сравнению с наукой философия и религия позволяют человеку найти устойчивый взгляд на мир. В период позднего средневековья и Ренессанса зародилась современная нам наука, которая опиралась на новую господствующую установку — исключительную ценность перманентного получения нового знания. «Картина мира» стала «научной картиной мира» и вместе с этим перманентно изменчивой, динамичной. В результате человек оказался в меняющемся, неустойчивом интеллектуально-духовном мире научного знания, противоположном миру с господствовавшими до этого абсолютно устойчивым религиозным и достаточно устойчивым философским знанием.

Таким образом, в психологическом, экзистенциальном отношении перманентные изменения научной картины мира стали драматичны для человека: с одной стороны, он стал терять веру в возможность жизни в мире, который 'он может понять, с другой — веру и ощущение близости его Богу. Наука стала сулить познание мира в будущем, в котором, скорее всего, не будет жить человек настоящего.

В науке явно обозначилась тенденция описывать преходящий мир, в котором нет ничего устойчивого, а следовательно, и нет никаких основ. Действительно, основы чего-либо могут быть только неизменными, абсолютными, вечными, а то, что меняется (сегодня — одно, завтра — другое, послезавтра — третье), близко к «ничто» в платоновском, я думаю — верном, понимании. Абсолютно устойчивое миропонимание, безусловно, дает человеку религия. В сфере светского знания уже философия с ее системами и относительно устойчивыми вечными проблемами является инвариантом интеллектуально-духовной культуры, и поэтому философия всегда давала человеку утешение — удовлетворительную экзистенциальную устойчивость при существовании в неизвестном и враждебном внешнем мире. В этой части религия и философия ближе друг к другу, чем философия и наука или религия и наука.

Итак, общая черта всех принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху (мифологической теогонии и политеизма античности; монотеизма и гелиоцентризма средневековья; гелиоцентризма и механицизма Ренессанса и Нового времени; эволюционизма XIX— XX вв.) — их практически полная завершенность. Это же справедливо для сменяющих друг друга разнообразных философских онтологии, включающих такие понятия, как «элемент» Милетской школы, «число» пифагорейцев, «Бытие» Элейской школы, «Единое» в извечном мире идей Платона, «Перводвигатель» Аристотеля, «Логос» Гераклита и стоиков, «Первоединое» неоплатоника Плотина, «монада» Лейбница, «Абсолютный дух» Гегеля, «Воля» Шопенгауэра и т.п. Феномен представления картины мироустройства в завершенном виде связан с психологической необходимостью преодоления человеком архетипического страха перед чуждым, неизвестным ему внешним миром. В силу этого во все времена человек стремился к наиболее устойчивым учениям (догмам). В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека.