Незыблемые приоритеты философии: метафизика, методология науки и школа свободного критического мышления

Незыблемые приоритеты философии: метафизика, методология науки и школа свободного критического мышления

Выше обсуждался принципиальный вопрос: Что есть философия? в историческом развороте. Кроме метафизики у современной философии, конечно, есть много частных, но приоритетных областей, где философы могут честно зарабатывать на хлеб насущный. Это практически все сферы общенаучного и метадисциплинарного знания, относящиеся к вопросам методологии науки, природы на-умного знания; взаимосвязи философии, науки и религии; природа языка; феномен творчества в изящных искусствах и технике и т.д.

Философия незаменима как основа формирования общенаучной методологии, которая, в свою очередь, является основой методологии частных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В области общенаучной методологии не работают ни физики, ни химики, ни историки, ни филологи, ни социологи и т.д. Без общего философского анализа феномена «наука» (во взаимосвязях и взаимодействиях составляющих ее дисциплин, осложненных к тому же их историческими коллизиями) не было бы ни одного человека в мире, который смог хотя бы как-то понять, что такое наука.

Мы можем, например, без труда представить себе культуролога-гуманитария, который худо-бедно изучает науку как феномен культуры по работам в области философии науки, но нам трудно представить успешную работу такого специалиста, если ему для изучения доступны только пусть эпохальные, но вполне конкретные научные труды, например, такие, как «Математические начала натуральной философии» Ньютона или «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейна.

В целом можно дать итоговую характеристику современной ситуации в области научно-философского познания мира.

1. Традиционная философская онтология с ее претензией описывать мироустройство таким, каково оно есть на самом деле во всех его основных областях, стала вырождаться с зарождением ренессансной науки.

2. Рациональная (умозрительная, спекулятивная) метафизика присутствует и в философском, и в естественнонаучном знании. Например, монадология Лейбница в философии и постулат о постоянстве скорости света во всех системах отсчета в физике.

3. Рациональная метафизика как знание, объективность (истинность) которого недоказуема. Такое знание может приниматься как несущее в себе истину, если «слову», т.е. языку, придается онтологический статус и провозглашается тождество бытия и мышления. Такой статус не находит абсолютно строгих доказательств и соответственно может быть только постулатом или убеждением, т.е. верой в его истинность.

4. Рациональная метафизика в философии создается как сложнейшая понятийная система, и ее ценность для человеческого познания мира заключается не только в том, что она представляет возможный мир за пределами возможного опыта, но и в том, что она являет искусство построения понятийных систем, принципы которого в форме методологии обогащают все науки.

5. Эмпирические исследования раскрывают перед человеком мир явлений. Конечные знания, вырабатываемые в результате эмпирико-рационалистской познавательной деятельности, т.е. в данном контексте естественнонаучные знания могут претендовать на истину, т.е. объективность знания, если только принять метафизический постулат Гегеля, что явление существенно, а сущность является, отвергнув альтернативный метафизический постулат Канта о непознаваемости вещей самих по себе. Поскольку постулат — это метафизическое положение, то в любом случае утверждение, что естествознание несет в себе истину, метафизично.

6. Эмпирико-рационалистское естественнонаучное знание получило в научном сообществе приоритет по отношению к рационально-метафизическому знанию в сфере познания тех объектов, для которых возможно проведение экспериментальных исследований и их математическое описание в теоретическом знании.

7. Теизм и атеистический материализм — метафизические постулаты. При этом во Вселенной с наличием в ней такой сложности, как человеческий разум, больше оснований для принятия первого постулата, даже если основываться не на религиозно-догматических, а только на рационально-эмпирических и логико-методологических критериях предпочтения.

В итоге можно так предельно кратко охарактеризовать место философии в современной культуре:

1) философия сохраняет приоритет носительницы свободного и критического мышления, которое необходимо во всех сферах научного познания мира;

2) независимой самостоятельной областью чистой философии является рациональная метафизика;

3) только философская метафизика и религиозные учения дают всеобщие и необходимые основания морали; позитивные науки бессильны в деле обоснования необходимости нравственных действий человека;

4) наиболее крупной областью, пограничной с философией, является область, называемая «философия и методология науки»;

5) философия как своеобразный жанр литературы показывает различные типы человеческого мышления, и в этом состоит ее дополнительная обще культурная ценность, а также значимость для исследований по истории и географии ментальностей, в том числе и характерных черт ментальности нашего времени.

Перечислим теперь характерные черты культуры нашего времени, свидетельствующие о важной роли философии в жизни человека и общества:

новый, третий глобальный антропологический поворот в философии;

увеличение «человекоразмерности» научных знаний, в том числе и в естествознании («постнеклассическая наука»), при все более явном осознании пределов познания мира и человека в рамках традиционной ренессансной науки;

резкое возрастание роли этических учений во всех сферах человеческой деятельности (экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика, этика ученых и т.п.);

возрастание значимости философско-методологических концепций при решении политических, экономических, социальных, национально-этнических и экологических мультидисциплинарных проблем;

разработка методологии познавательной деятельности в естествознании, технике, социальных и гуманитарных науках;

необходимость воспроизведения и постоянного переосмысления вечных вопросов о происхождении Вселенной и жизни, природы свободы воли, добра и зла, смысле жизни, прекрасном и безобразном, конечных судьбах мира и человечества (об эсхатологии);

возрастание роли философской герменевтики в связи с процессами утраты идеалов ренессансной науки (с ее стремлением к новому знанию) и важностью для нашего времени постижения вечных истин (о благе, добре, зле, метафизических путях к Истине) в текстах прошлого;

противопоставление (борьба) классического философского знания и «затемняющих» ум и калечащих душу учений разнообразных псевдопророков, прорицателей, шарлатанствующих мистиков;

духовное объединение людей общими философскими (т.е. наиболее общими для человека) идеями в условиях географических, экономических, политических, национально-этнических разобщенностей и противоречий;

грядущая несостоятельность так называемого информационного общества ввиду опасности для «живого» человеческого существования все большего переноса жизни человека из сферы «человек—человек» в сферу «человек-машина».