Приложение. Анализ философского мышления в диалоге Платона «Федон»
Приложение
Анализ филосовского мышления в диалоге Платона «Федон»

Цель этого раздела — продемонстрировать в результате контекстуального анализа особенности философского мышления и философского дискурса на примере труда философа первой величины — Платона. В существующей учебной литературе таких разделов нет. Это новый подход к построению учебного пособия по философии.

Можно сказать, что этот раздел в какой-то степени возрождает распространенный в средневековье жанр философских работ — комментирование. В средневековой философии особенно комментировались труды Аристотеля. В бывшем СССР было написано много работ с комментариями Маркса, Энгельса и Ленина. Отличие же данного раздела состоит в том, что наш анализ не ориентирован на какую-либо идеологию.

Важно также иметь в виду, что полный комментарий труда великого мыслителя по объему всегда больше комментируемого произведения. В силу этого обстоятельства мои комментарии, конечно, нельзя назвать полными, однако таких нет и в известных учебных изданиях по философии. Еще раз подчеркну, что главная цель — демонстрация философского мышления, т. е. цель пропедевтическая, учебная.

Данный раздел предназначен для студентов, действительно интересующихся тем, что же такое философствование. Думаю, он вызовет интерес и профессиональных философов как один из подходов к познанию философского мышления в контексте истории философии.

Методическая рекомендация. Прежде чем приступить к чтению и осмыслению нижеприведенного текста, следует прочитать диалог Платона, причем без предварительного чтения каких-либо комментариев, предисловий и послесловий.

Затем следует самостоятельно выделить основные мысли Платона и только после этого внимательно прочитать данный раздел. Вновь прочитать Платона, чтобы приблизиться к метаце-лостным смыслам диалога этого гениального философа.

Рекомендации можно следовать и в последующем, при анализе работ других философов. Замечу, что я осмысливал диалог без прочтения каких-либо комментариев к нему, в том числе тех, которые помещены в цитируемом ниже издании сочинений Платона (Платон. Собр. соч. Т. 2. М.: Мысль, 1993).