О смысле жизни и судьбе

О смысле жизни и судьбе

* Вопрос о смысле жизни и вопрос о смысле смерти — един, найдя ответ на один, мы найдем ответ и на другой.

* Думаю, правильнее сказать, что понятие смысла жизни человека тождественно его индивидуальной миссии в земной жизни.

* В человеке можно выделить пять ипостасей, или начал его природы, — телесное, интеллектуальное, творческое, душевное и духовное. Смысл жизни при предельно простом понимании есть конечная цель жизни. Цель жизни в отношении к телу — удовлетворение его физиологии (пища, тепло, свет, транспорт), при помощи так называемых материально-потребительских ценностей. Цель жизни в отношении к интеллекту — удовлетворение его знаниями. Цель жизни по отношению к творческому началу — создание человеком искусственного мира материальных и идеальных объектов, доставляющих так называемое творческое удовлетворение. Цель жизни в отношении к душе — удовлетворение ее положительными чувствами (любовь, дружба, красота, добро). Цель жизни в отношении к духу — обретение единства с высшей гармонией мира, Абсолютным Бытием, Богом.

* Философия печется о спасении человека в посюстороннем (земном) мире: познай самого себя и будь самим собой! Мировые монотеистические религиозные учения пекутся о спасении человека через познание себя в Боге в посюстороннем мире, чтобы потом обрести вечное блаженство в мире потустороннем.

* Жить в согласии со своим высшим смыслом — значит жить согласно своей природе, а для этого нужно познать самого себя, хотя бы эмпирически (чувством).

* Судьба — это не жизненный путь, а изначальное предназначение родившегося человека. Человек — хозяин своей судьбы в том, что он может познать самого себя и жить со смыслом своего предназначения. В противном случае, человек может испробовать несколько незавершенных до конца путей — все они будут более или менее неудачными.

* Когда мы поступаем согласно чувствам, мы обычно нарушаем какие-то условия «нормальной» жизни в социуме и об этом назавтра жалеем. На смертном одре, скорее, все наоборот — мы ценим периоды нашей жизни, когда мы жили согласно чувствам при всех драмах и провалах, сожалея или вовсе забывая о времени нашей комфортной «нормализованной» жизни — по рационально-прагматическим нормам технологического общества.

* Если человек не верит, а соответственно и ничего не знает о высших смыслах своей жизни, он спонтанно создает себе временные преходящие цели, но заполняет ими какой-то отрезок своей жизни. Это может быть вполне конкретная цель (к примеру, покупка нового телевизора). Наличие временной цели придает жизни временный смысл, и это играет успокоительную (до поры до времени) роль.

* Человек может быть несвободен только в физическом (или телесном) смысле, в нравственном, моральном смысле он всегда абсолютно свободен.

* Есть люди, которые порождают потоки жизни; есть люди, которые усиливают и(или) поддерживают потоки жизни; и есть люди, которые приспосабливаются к потокам жизни. Под понятием «поток жизни» я имею в виду жизнь человечества в самом широком смысле слова: религия, философия, искусство, общественно-политический уклад.

Люди первого типа — пророки, святые, мудрецы, гении в науке, политике, искусстве.

Люди второго типа — те, кто сознательно и стойко придерживается принципов соответствующего «потока жизни». Они достойны уважения, поскольку способны сохранить устои человеческой жизни. Их свойство — не менять убеждений, не удостоверившись в том, что их нужно менять согласно голосу разума, души и духа, но не в связи с конъюнктурно-прагматическими соображениями. Другими словами, это те, кого принято называть истинно верующими.

Люди третьего типа — те, кого захватывает в силу их душевно-духовной слабости любой жизненный поток, они переносятся из потока в поток при встрече с более сильным потоком. Худшая разновидность таких людей — сознательные хитроумные прагматики и конъюнктурщики. Наиболее простой и массовый случай — обыватели.