О философии

О философии

* Философия — это свободное от догм критическое мышление о предельных началах мироустройства.

*  Философия — это, в том числе, и игра ума для ублажения души.

* Философия — это искусство построения сверхсложных понятийных систем, которое в форме методологии передается другим, более узким и конкретным областям познания мира. Эту практическую значимость философии при поверхностном взгляде узреть так же трудно, как увидеть в странном по виду автомобиле для кольцевых гонок «Формула-1» уникальные технические решения, которые затем находят практическое применение в массовом автомобилестроении.

* Вся теоретическая философия итожится невысказанным коллективным манифестом: «Мы вновь героически пытаемся выйти за пределы нашего сознания!».

* Философствование само по себе, даже без какого-либо решения философской проблемы, есть движение человека к истине, и тем самым большее приближение к ней, чем нефилософствование. Другими словами, простая приобщенность к философской мысли — живительная атмосфера для человека.

* Ценность систем теоретической философии заключается не столько в степени их истинности (кто это точно оценит?), сколько в искусстве построения связных систем из наиболее общих понятий, смыслы которых находятся вне поля зрения специальных наук. Другими словами, философия занимается творением высших гипотез. При этом можно только удивляться (это весьма интересная проблема для составления психологического портрета человека-философа), что подавляющее большинство философов смело строили свои системы с искренним убеждением о доступности им истины как бы в последней инстанции.

* Философия не столько дает знания о мире, сколько открывает глаза на мир.

* История философии во всем ее размахе — кунсткамера онтологий.

* Философия — это учение о высших и принципиально неразрешимых проблемах человека, и наиболее близкая к истине философская система — вся история философии.

* Философия есть история заблуждений рода человеческого, и если человек начинает усиленно заниматься ею, то он, следуя какой-либо философской концепции, возводит вокруг себя лабиринт, из которого не в состоянии выбраться, так как лабиринт «захватит» его полностью (это высказывание не мое, а из сочинения воспитанника Казанской Духовной семинарии Евгения Тряпочкина).

* Философские учения давно уже стали только новой контекстуальной оправой для старых идей.

* У метафизики два незыблемых основания, обеспечивающих ей настолько долгую жизнь, насколько существует человек: теоретическое творение возможных миров и обоснование морали в атеистической и соответственно аморальной светской науке.

* Философия XX в. в лице неопозитивизма и аналитической философии — это бегство от открытого мира смыслов в замкнутую сферу знаков.

* Русская философия в кратчайшем, с долей шутки, представлении — это нравственная метафизика на тему «Без Бога — ни до порога». Американская философия — это схоластические логико-лингвистические попытки разрешить вопрос: «Слова «холостяк» и «неженатый мужчина» обозначают одно и то же или нет?».

* Философию нужно изучать, даже если она не решила ни одной из своих проблем. Философскими вопросами о происхождении личного «Я», мире вне «Я», смысле существования, первоначалах всего сущего каждый человек в той или иной форме задается с детства, ему не стоит тратить силы на прохождение лабиринтов мысли давно пройденных и хорошо описанных. Как заметил греческий философ Посидоний: «Не следует оставлять философию из-за разноречий философов, ведь на этом основании нам следовало бы отказаться от самой жизни».

* Говорят, что время создания философских систем прошло. Может быть, это и верно, но только в отношении к убогости современной философии и (или) философов, но не в силу актуальности философского уровня системотворчества. В наше время мозаичности научного знания и человеческой культуры в целом как никогда необходимо приведение человеческого миропонимания и принципов человеческой жизни в систему. Сказанное относится и к философии.

* В истории философии мы находим разнообразие конкурирующих товаров: философских систем, концепций, учений, наставлений — как для услаждения ума, так и для ублажения души. Некоторые из этих товаров весьма похожи и отличаются только по оформлению, некоторые весьма отличаются и по внутреннему содержанию, хотя и те, и другие рекомендуются «продавцами»-философами как ценнейшее средство для услаждения интеллекта знанием о мире или для ублажения души знаниями о месте человека в мире и смысла его жизни.

Итак, мы видим:

У прилавков на рынке философских учений стоят философы и предлагают товары с ярлыками: «как устроен мир», «что ты такое, человек», «как обрести душевное спокойствие», «смысл жизни», «что есть истина», «твоя жизнь, человек, после смерти», причем одни и те же ярлыки у разных философов-продавцов наклеены на разные товары. На рынок приходят покупатели и выбирают товар по личному вкусу.

Товары на этом рынке, на мой взгляд, неплохие, и я могу быть консультантом, посоветовать, как лучше использовать их потребительские качества с минимальной потерей времени. Например, один принципиальный совет: диалоги Платона нужно перечитывать много раз; «Размышления о методе» Декарта и «Критику чистого разума» Канта— один-два раза, но внимательно; труды по практической философии — от «Размышлений» Марка Аврелия до «Прагматической антропологии» Канта— один раз внимательно; современных позитивистов, аналитических философов, философов науки, постструктуралистов и постмодернистов— достаточно один раз и даже можно «по диагонали».

Посещают этот рынок, конечно, люди философского склада, другим людям товары этого особого рынка не нужны.