О нравственности и праведности, добре и зле, преступлении и наказании

О нравственности и праведности, добре и зле, преступлении и наказании

* При строгом рассмотрении этические учения всегда уходят корнями в метафизику, т.е. либо в философию, либо в религию; в позитивных науках нет никаких оснований для утверждения нравственных принципов.

* Праведность ни самого себя, ни другого человека невозможно определить по количеству праведных и неправедных поступков. Определяемая черта праведника — постоянное осознание всех своих грехов в помыслах и действиях, раскаяние в них и неустанное стремление их преодолеть. Поэтому можно сказать, что верующий человек — это не тот, кто без греха, а тот, кто стремится не упустить из осознания и личного суда каждую свою несправедливость.

* Культура и нравственность человека определяются не внутренним содержанием, а внешним поведением — у каждого бывают разнообразнейшие помыслы и чувства, но только культурный человек владеет своей внутренней стихией.

* Можно сказать, что человек ни в чем не виноват, если ссылаться на плохое воспитание, т.е. на влияние внешней среды или на дурные от рождения наклонности, т.е. на влияние внутренней природы. Все же, если мы говорим о человеке, то, по крайней мере, с совершеннолетия он отвечает за все дурное в своем поведении лично, так как обязан обуздывать свою природу и усовершенствоваться самовоспитанием.

* За деньги человек у человека может купить все, кроме души, но душу у человека может купить дьявол, ее же может спасти Бог.

* Подвижников, видимо, почти нет, а если есть, попробуйте назвать именно тех известных артистов, врачей, священников, кто, оставив столицу, уехал служить людям не в деревеньку с речкой и березовой рощей, а в периферийный поселок, где царствуют пыль и грязь, пьянство и преступность, болезни и нищета.

* «Я ушел из этой школы. В ней почти все ученики бестолковые или хулиганы и учительский коллектив погряз в склоках. Теперь я устроился в школу, где и ученики прилежные, и учителя живут дружно». Что-то подобное можно услышать и от других профессионалов, работающих в системе «человек—человек». На это можно сказать: «Зачем сеять там, где нива уже золотится? Но даже на каменистой почве, если она свободна, может что-то взойти. Слабый же ты человек».

* «Маленькие» люди часто улыбаются и внешне доброжелательны, но очень часто считают более обеспеченных и удачливых своими должниками и врагами.

* Преступление и наказание — один и тот же акт, поэтому, по сути, после преступления существенно только покаяние.

* У представителей так называемой интеллигенции грехов чаще всего больше, чем у так порицаемых уличных грабителей: сколько адвокатов и судей оправдали преступников, сколько сердобольных матерей «отмазали» своих детей от службы в армии; сколько уважаемых артистов, преподавателей, художников, музыкантов и высоких чиновников «устраивали» своих родственников и знакомых куда-либо вне конкурсов и правил! А ведь за всем этим судьбы оттесненных от места под солнцем людей!

* Преступление и наказание. Хрестоматийный образ преступника — это грабитель на дороге, произносящий знаменитую фразу: «Кошелек или жизнь!» Сына Синицына встретил на одной из улиц Москвы сын Деревяшкина и, поколотив его, отнял вдобавок 200 руб. Об этом знает вся Москва, и Деревяшкин-младший осужден. Пора покончить с преступностью! Справка: недавно сын Синицына по протекции поступил учиться в московский вуз, где «по конкурсу» из-за этого не прошел сын Деревяшкина. О синяках младшего Синицына знают все. Об исковерканной судьбе младшего Деревяшкина не знает даже он сам.

* Ханжество — одна из характернейших черт человека. Справка: лучшие любители природы, воспевшие флору и фауну в стихах и прозе, одновременно браконьеры или охотники и рыболовы-любители.

* Видимая скромность украшает не всех людей, так как выражает часто либо порок хитрости, либо порок глупости, либо, наконец, порок нелюбви к самому себе.

* Наши ближайшие родственники одновременно и лучшие друзья, и наибольшие враги. Вспомните, сколько неприятностей вам принесли чужие люди и сколько близкие? (Не случайно один из отцов христианской Церкви сказал, что и жизнь, и смерть — от наших близких.)

* Кто нравственнее? Подчиненные постоянно «перемывают косточки» начальству и ругают его при каждом удобном случае. Начальство делает это редко.

* Чистосердечно раскаявшегося грешника Бог может простить, если даже он тиран или убийца. Но как может раскаяться в своем последнем проступке самоубийца?

* Обман пронизывает всю нашу жизнь. Сколько раз вы говорили дома или на работе: «Меня нет!», когда вас хотели видеть или слышать?