Первый системный кризис философии — дуализм теоретического и практического разума в философии Канта

Первый системный кризис философии — дуализм теоретического и практического разума в философии Канта

Кант обозначил фундаментальный кризис и, можно сказать, точку бифуркации в траектории всей истории философии. Эту точку я нахожу в проблеме, которая следует из части работ Канта, называемых «моральным доказательством бытия Бога».

Получилось, что строгий философ и сухой ученый Кант — автор «Критики чистого разума» безоговорочно относит бытие Бога к недоказуемым метафизическим вопросам; и тот же строгий философ, но к тому же еще живой человек — автор «Критики практического разума» и «Критики способности суждения» для обоснования максим моральных поступков человека вынужден постоянно утверждать, что Бог есть, и при этом постоянно оговариваться, что утверждение «Бог есть» научно недоказуемо. Таким дуализмом Кант спас философию как гуманистическое учение и этику как учение, имеющее фундаментальное онтологическое основание.

Позднее позитивисты отбросили метафизику как заблуждение исторического прошлого философии и не заметили, что устранили возможность обоснования всеобщности и необходимости моральных максим. Позитивизм захватил многие умы Запада и тем самым незаметно внес в культуру Запада аморальность, ханжество и лицемерие.

Не в том только суть, что Кант своими трудами породил кризис западной культуры (может быть, и нет, ведь мало кто его читал), но и в том, что его дуализм теоретического и практического разума — первый явный симптом этого кризиса.

В этом смысле понятно, что русской религиозной философии был ближе метафизик Гегель, чем полупозитивист и полуметафизик Кант. Еще далее от нее отстояли западный позитивизм и прагматизм. Если в этом контексте говорить о русской философии, думаю, что «Критика отвлеченных начал» Владимира Соловьева — это отклик русской метафизической религиозной философии на показанный здесь системный кризис философии и человеческой культуры, манифестированный кантовским «моральным доказательством».