Консервативная религиозно-философская онтология поздней античности и средневековья

Консервативная религиозно-философская онтология поздней античности и средневековья

После зарождения христианства и ислама, соответственно в I и VI—VII вв., античная языческая философия преобразовалась в религиозную монотеистическую. Это задало ясные очертания онтологии, которые определялись, главным образом, знаниями о сотворении мира Богом, изложенными в Ветхом Завете,, и знаниями из Нового Завета о богочеловеческой природе (Воплощение), крестных муках (Искупление) и пути спасения (Воскресение) Иисуса Христа, а также догмата о Пресвятой Троице. Задана была также и специфика гносеологии, которая стала разрабатываться, прежде всего, на основании формальной аристотелевой логики и схоластической диалектики как искусство толкования текстов — герменевтика. Философия в этот период заняла в ряду научного знания достойное второе место после теологии («служанка богословия» — не уничижительная характеристика в устах Климента Александрийского, Фомы Аквинского и др.): в этот период ученое сообщество, т.е. философы, миновали кризисную раздвоенность сознания античных философов (политеизма в религиозных убеждениях и монизма в философских доктринах).