Какие истины доступны человеку на рационально-эмпирическом и чувственно-душевном уровнях восприятия мира?

Какие истины доступны человеку на рационально-эмпирическом и чувственно-душевном уровнях восприятия мира?

На рационально-эмпирическом, или научно-философском, уровне восприятия мира человеку доступны только две истины:

1. Первая безусловная истина — «Я есть». Отсюда проистекает философский вопрос: Что есть «Я»?, или: Что есть «сознание»?

2. Производная от первой, но такая же безусловная истина — это «Нечто есть». То есть если есть «Я», то в мире что-то есть, не важно что: материальное, идеальное, естественное, сверхъестественное, синее, красное, — но, по крайней мере, есть «Я». Другими словами, мир — это не сплошное ничто (хотя здесь, говоря о полном «ничто», мы попадаем в ситуацию, невыразимую словами: если мир — полное ничто, то и слово «мир» к ничто не применимо, так как мир — это «что-то». Дело в том, что слово причастно к бытию, а не к ничто).

Вот и все безусловные истины, доступные человеку на рациональном уровне восприятия действительности.

Эти истины первого рода— истины рассудка, или разума, как уже сказано, порождают проблемы, связанные с понятиями «сознание» и «бытие». Проблемы эти в философии оказались неразрешимыми. Все известные варианты прояснения вопросов: Что такое Абсолютное Бытие? и Что такое сознание? есть лишь варианты, покоящиеся на системах убеждений того или иного мыслителя.

Названные проблемы можно назвать общими теоретическими проблемами, и они относятся ко всему роду сознательных существ.

Человеку даны еще и безусловные истины другого рода — истины чувств, но они касаются только непосредственно каждого отдельного человека и не являются с очевидностью общезначимыми. К таким истинам относится все, что имеет отношение к нашим душевным чувствам (переживаниям) и ощущениям: «мне одиноко», «мне страшно», «мне весело», «мне холодно», «я ослеплен ярким светом и ничего не вижу», «вкус кислый», «поверхность гладкая» и т.д. Или иначе: если вам холодно, то это для вас безусловная истина, даже если самые большие авторитеты, вооруженные самыми вескими аргументами, будут доказывать, что вам жарко.

Подчеркнем еще раз, что эти истины относятся не к нашему интеллектуальному состоянию, а к нашему душевно-чувственному состоянию — к душевным чувствам-переживаниям и ощущениям: обонянию, осязанию, зрению и т.д.

Вот и все безусловные истины рассудка и чувств человека. Последующая философия и наука не смогли строго и однозначно доказать истинность чего-либо сверх вышеназванных истин. Все остальные знания, строго говоря, могут быть названы только гипотетическими.

Если с этой точки зрения охарактеризовать историю философии в целом, то это будет интеллектуальная драма, все эпизоды которой состоят в безуспешных попытках строго обосновать или доказать истинность чего-либо, что выходит за пределы безусловных данностей, или названных выше истин.