Глава 1. Протофилософия в архаических преданиях-мифах

Прежде чем говорить о мифах и мифологии как начале философии, отмечу, что в моем понимании «миф» включает не только то, что мы называем архаическими сказаниями, но и все интеллектуально-духовное наполнение сознания человека, т.е. оно существенно шире понятий «мировоззрение, «картина мира», «менталитет», «тип рациональности». Миф — это сказание о мире, особенное для каждого человека, социальной группы, нации и т.д.

Для нас важно не столько отметить факт предшествования мифотворчества философии, сколько понять, что именно в мифах имелись существенные предпосылки для становления философской мысли в античности. Основные источники наших знаний о древнегреческой мифологии — это прежде всего «Илиада» (около IX—VIII вв. до Р.Х.) и «Одиссея» (около VIII—VII вв. до Р.Х.) и натурфилософская «Теогония» Гесиода (VIII—VII вв. до Р.Х.). Одни из главных персонажей древнегреческих мифов — боги. С философской точки зрения нетрудно заметить, что мифологических богов можно рассматривать не только как сакральные существа античного язычества, но и как общие понятия человека о мире.

Онтологические и антропологические понятия

Первоначало, Прародитель всего, Промыслитель — Зевс, сын Кроноса и Реи. Верховное божество, господствующее на горе Олимп, владыка неба, повелевающий природой, отец богов и людей, устанавливающий порядок и законы на Земле (лат. — Юпитер).

Земля, Природа (Мать-Земля, Прародительница, Первоначало) — Гея, богиня Земли и сама Земля как мать и кормилица богов и людей.

Свет и Жизнь — Гелиос, сын титана Гипериона (титаны — дети Урана и Геи, т.е. Неба и Земли). Бог Солнца, несет людям свет, тепло и жизнь.

Природа (внешняя по отношению к человеку окружающая природа) — нимфы, женские божества, олицетворяющие, в зависимости от места обитания, силы природы.

Судьба, Провидение — Мойры — три дочери Зевса и Фемиды: Клото (прявшая нить жизни), Лахесис (тянувшая ее), и Атропос (обрезавшая ее).

Жизнь, Плодоносная сила, Молодость — Дионис, сын Зевса и Семелы. Олицетворяет плодоносящие силы, Бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Вакх — одно из имен Диониса (у римлян — Бахус).

Смерть — супруги Персефона и Аид. Персефона — дочь Зевса и Деметры, богиня царства мертвых (лат. — Прозерпина); Аид, супруг Персефоны — бог подземного царства.

Эпистемологические понятия

Мудрость — Афина Паллада (у римлян — Минерва), дочь Зевса (родившаяся из его головы после того, как он проглотил свою первую жену Метиду). Богиня мудрости, справедливых войн, покровительница государств. Священные животные и растения Афины — сова, змея, петух, маслина.

Этические понятия

Справедливость — Аполлон (лат. — Феб), сын Зевса и богини Лето. Бог Солнца, мудрости, покровитель искусств, защитник права и порядка.

Правосудие, Справедливость — Фемида, дочь Урана и Геи. Богиня справедливости и правосудия.

Добро, Врачевание — Асклепий, сын Аполлона и нимфы Корониды. Бог врачевания (лат. — Эскулап).

Преступление и Наказание — Немесида (Немезида), дочь богини ночи Никты. Богиня возмездия, карающая за преступления.

Зло, Порок — Гермес, сын Зевса и нимфы Майи. Бог изобретений, покровитель пастухов и путников. Провожает мертвых в царство Аида. Покровитель плутовства, воровства и торговли (лат. — Меркурий).

Проклятие, Зло — эринии, дочери Земли и Ночи, состоявшие на службе у бога подземного царства Аида и его жены Персефоны: Тисифона (мстящая за убийство), Алек-то (вечно гневающаяся), и Мегера (завистливая) (у римлян — фурии).

Эстетические понятия

Красота, Прекрасное — Аполлон (лат. — Феб), сын Зевса и богини Лето. Бог Солнца и света, гармонии и красоты, защитник права и порядка, покровитель искусств.

Красота и Любовь — Афродита, дочь Зевса и Дионы. Богиня любви и красоты, самая прекрасная из всех античных богинь (отождествляется с древнеиталийской Венерой).

Любовь — Эрот (Эрос), крылатый сын Афродиты. Бог любви (у римлян — Амур или Купидон).

Искусство, Творчество — музы, дочери Зевса и богини памяти Мнемозины, богини искусства и наук: Каллиопа (муза эпической поэзии и знания), Клио (муза истории), Мельпомена (муза трагедии), Полигимния (муза торжественных гимнов), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Урания (муза астрономии), Эрато (муза любовных песен), Эвтерпа (муза лирики). Итак, имена богов античных мифов суть определения общих понятий, связанных с характером того или иного божества. Специальное выделение наиболее общих понятий как инструмента мысли — не что иное, как один из признаков научной и философской мысли. Можно сказать, что, в отличие от общих языковых понятий, с мифологическими богами Древней Греции люди связывали и внешние силы, властвующие над ними. Однако и это имеет аналогии в последующей философской мысли. Первичность и верховенство разумных начал мироздания продолжалось в разнообразных формах на протяжении всей истории человеческого миропонимания: это имеет место в концепции идей-эйдосов Платона, «В начале было Слово» христианского Нового Завета, в позиции реалистов средневековья, в Абсолютном духе — прародителе становления категорий в системе Гегеля, в структурализме XX в. (в той части, что не мы управляем языком, а языковые структуры управляют нами). В целом это касается всех учений, придающих языку самостоятельный онтологический статус.

В мифологии Древней Греции ясно были выделены существенные и вечные философские проблемы, особенно проблемы происхождения Мира, проблема Первоначала («архе») и проблема конца человеческого существования («эсхато»). Происхождение Мира — космогония — описывается Гесиодом, который в своей «Теогонии», собрав воедино греческие мифы, представил космогоническую картину в связи с историей происхождения богов.

По Гесиоду, зарождение Вселенной началось с Хаоса, что по-гречески означает «зев», «зияние», «пространство-бездна». Все из него возникло, весь Мир и бессмертные боги. Из него последовательно возникли Гея — Земля; Тартар — ужасная тьма-бездна; Эрос — любовь, жизнь; Ночь — вечная тьма и Эреб — вечный мрак. От Ночи и Мрака произошли Вечный Свет — Эфир и радостный светлый день — Гомера. Могучая и благодатная Земля породила голубое небо — Уран, которое воцарилось в мире. С формирования общих понятий-концептов, сначала в образной форме мифологических богов и героев, начиналась история западноевропейской философии.

Первое разделение человеческого миропонимания после мифологии, взятой как целое, произошло в VI—V вв. до Р.Х. В это время зародились классическая лирика, драма (Эсхил, Софокл, Еврипид) и философия как специфическая область миропонимания (Фалес, Парменид, Гераклит, Пифагор).