Философия и тендер

Философия и тендер

Тендерные исследования — интердисциплинарная сфера взаимодействия многих естественных, общественных и гуманитарных наук, в том числе и, в особенности, при участии философии. Во многих разделах тендерные исследования вышли на уровень высокого академизма, а во многих остаются на уровне популизма и политической конъюнктуры или просто научной моды.

«Пол» — понятие биологическое, «тендер» — понятие социобиологическое и социокультурное. Разделение по половому признаку в реальной общественной жизни определяется установившимися сценариями — маскулинным и феминным образами личности.

Понятия, входящие в концептуальный каркас гендерных исследований: «тендерная роль» — как жизнь по сценарию социума; «тендерная система» — система социокультурных факторов, задающая актуальные смыслы понятий «мужчина» и «женщина», «мужское» и «женское»; «тендерная стратификация» — часть общей социальной стратификации; «социальное конструирование тендера» — сознательное влияние на социальные детерминанты смыслами понятий «мужчина» и «женщина» и их ролевыми установками; «тендерная идентичность и идентификация» — феминное и маскулинное сознание и самосознание. В современной интеллектуальной культуре и культуре в целом наибольшее развитие получил феминизм, в том числе феминистская философия.