О доказательстве и обосновании чего-либо

О доказательстве и обосновании чего-либо

* Любая система научного знания покоится в конечном итоге на убеждениях, на вере в какие-то постулаты.

* Доказательство — это одна из форм установления единых правил игры в устойчивой системе заблуждений.

* Доказательство — это научный способ убеждения кого-либо в чем-либо на основании далеко спрятанных недоказуемых положений, или постулатов. То есть, строго говоря, строгих доказательств не существует.

* Когда кто-то высказывается, что факты подтверждают вот это, то такое высказывание следует понимать только следующим образом: для данного конкретного человека некий конгломерат опыта и предрассудков убедителен.

* Научно-философские доказательства бытия Бога с методологической точки зрения абсурдны для верующих. Для христиан, например, Бог как Путь; и Истина, и Жизнь только и могут быть основой для доказательств чего-либо в сотворенном Богом, но не наоборот.

* Научно-философские доказательства бытия Бога с религиозной точки зрения абсурдны для неверующих. Если даже мы и найдем убедительное доказательство бытия Бога, то вера в его существование нисколько не приблизит нас, например, к вере христианской, так как и бесы веруют и трепещут. Знание о Всеблагом Боге и религиозное чувство не выводятся из научно-философских основоположений. В христианстве, например, нужно просто знать, что Спаситель два тысячелетия назад, как это звучит в пасхальных песнопениях, «смертию смерть попрал».

* Две проблемы — доказательство бытия Бога и его теодицея, или «оправдание» Всеблагого, Всеведущего и Всемогущего Бога, — бессмысленное занятие. Для верующих это абсурдно, для атеистов беспредметно. Все же человек претендует и на это.

* Одна из главных «методологических ловушек» — в любую формализованную схему, предлагаемую для описания (представления, понимания, объяснения, познания и т.д.) любого класса объектов, вмещается все. Мы, например, без противоречий можем заявить, что все в мире либо нечто округлое, либо нет, и т.п., и т.д. Отсюда амбиции теоретиков, не знающих этого обстоятельства.