Философия детства и старости

Философия детства и старости

* Ребенок познает мир от общего к частному, от врожденных категорий к частным знаниям, взрослый «рассыпается» по частностям.

* Встреча детей со стариками — это встреча мудрости с мудростью. Встреча детей со взрослыми — это встреча мудрости с глупостью. Как сказано: «Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть» [1 Кор. 3,19].

* Наиболее частой основной ошибкой родителей и воспитателей является то, что они учат детей не в меру их возможного жизненного (возрастного) опыта, а в меру их интеллектуальных способностей. Отсюда драмы и несостоятельность бывших «вундеркиндов». Знаковая система знаний не должна быть больше полей смыслов человеческого сознания, почерпываемых не столько из вербальных систем, сколько из жизненного опыта. Контекст системы знаков должен соответствовать контексту жизни.

* Наиболее характерная черта жизни взрослых людей — это суета.

* Возраст — это не годы жизни, а приговор самому себе.

* Духовный мир народных сказок, входящий во внутренний, душевный мир человека, не менее, а более реален, чем внушаемая той же, например, «четвертой властью» экономическая, государственно-политическая и материально-потребительская «реальность жизни».

* Когда мы смотрим в будущее и видим его неясные очертания, это естественно; когда мы смотрим в прошлое и видим его неясные очертания, это прискорбно.