Возможность обоснования существования мира вне “Я”

Возможность обоснования существования мира вне “Я”

Я приведу наиболее убедительные, на мой взгляд, обосввания существования принципиально значимых объектов внешнего мира.

Так, наша убежденность в существовании не только "Я", но и "Ты" в наиболее полной степени утверждается в состоянии любви. Когда мы любим, никто не переубедит нас в том, что есть другое "Я"'(т.е. "Ты"). Таким образом, утверждение о существовании "Ты"-тго истина чувства, а не разума.

Наша убежденность в существовании высшей персоны - Бога ("высшего Ты") основана в первую очередь на осознании морального закона внутри нас (именно таким образом И. Кант преодолел метафизическую проблему обоснования бытия Бога в своей "Критике практического разума"). Моральный закон внутри нас (или совесть), основы которого мы способны осознавать без систематического воспитания, есть аргумент одновременно для обоснования существования Бога, и других "Я" одного с нами рода.

Кроме того, существенный аргумент существования Высшей персоны - Слово, т.е. Логос, или общие понятия нашего языка, которые не могут быть простым результатом неких обобщений нашего человеческого ограниченного опыта, опыта единичных ощущений, восприятий, представлений.

В свою очередь, моральный закон не будет иметь никакого смысла, если нет у человека свободы воли. Следовательно, с осознанием морального закона внутри нас мы приходим к еще одной метафизической проблеме, обозначаемой понятием "свобода воли".

Далее человек ставит вопрос "Почему я есть?", тем самым обозначая проблему смысла жизни. Вопрос "Почему?" исключительно экзистенциальный и одновременно метафизический, происхождение его внутри нашего сознания не может быть объяснено (так же как наличие целесообразности в мире), поскольку этот вопрос проистекает из самой сущности, или природы человека (в данном случае "природа" в смысле сущности вещи). Можно сказать, что вопрос о смысле жизни так же, как, например, и свобода воли, дарованы человеку от природы; с религиозной точки зрения они дарованы Высшим Началом - Богом - Логосом, сотворившим человека.