Философия как сфера творчества мифов, которыми “Жив человек”

Философия как сфера творчества мифов, которыми “Жив человек”

Философия, в том числе и такие ее "прикладные" области, как социальная философия, не предназначены, вопреки распространенному мнению, в своем высшем человеческом назначении создавать для практиков "технологии" переустройства общества или "руководства" по влиянию на ход истории. Философия должна помогать человеку жить, а для этого принципиально важно приближаться к ответам на вопросы: "Что есть человек?" и "Чем жив человек"?".

Философия должна пытаться давать ответы на вопросы, а лучше сказать, должна давать путь к ответам на вопросы о смысле жизни, смысле любви, возможности счастья, добре и зле, смысле творчества, природе нации и общества в целом, месте человека в мироздании.

6Таким образом, философия выполняет более существенную и несуетную задачу - она открывает путь к пониманию человеком смысла истории и к самоопределению себя в ней. Для такого самоопределения человек обладает свободой воли и сверхприродной сущностью, что дает ему возможность приближения к свету Истины и Добру. То есть и в той части, где философию можно отнести к руке, она наука, призванная производить духовные ценности и удовлетворять духовно-познавательные, а не материально-практические запросы человека.

Философские проблемы не разрешимы в пределах возможного опыта человека, т.е. в пределах обыденного и научного миропонимания. Эти проблемы и называются метафизическими. При этом важно учитывать, что пределы научного пути познания мира не исчерпывают возможностей миропонимания Человека. Трансцендентальные знания, откровения, врожденные идеи, думаю, есть. Но если философия и не решает многих своих проблем, она остается важной сферой духовно-интеллектуальной жизни человечества.

Надо также сказать, что после античной философии в ее сфере не появилось новых проблем. Более того, если внимательно вчитываться в труды античных философов, то в них найдутся и все последующие подходы к решению философских проблем. Большей частью то, что выдается за новое слово в философии, есть изложение былого в новой форме и новой терминологии. Плохо ли это? Не плохо. Например, в поэзии тема романтической любви не нова, но каждым поэтом она преподносится в новой форме. Любители поэзии выбирают себе наиболее приятную и попятную форму выражения. В философии аналогично. Философы и претендуют на создание новых систем, но на самом деле они пересказывают вечные проблемы с вариантами их решений, которые являются вариациями уже известных решений. Это работа полезна, поскольку каждый человек выбирает себе подходящую форму выражения философской мысли.

Философ только обманывает себя и других в том, что он представляет наиболее верное миропонимание. Философы, конечно, мудрецы, но парадоксально то, что они в наибольшей степени, по сравнению, например, с учеными, уверены в максимальном приближении к истинному знанию. Так считал Платон, так считал Аристотель, так считал Декарт, так считал Гегель, так считал Шопенгауэр, так считали все известные философы. На самом деле философ выбирает систему онтологических и гносеологических постулатов, на основании которых строит систему мировидения, наиболее приемлемую для его натуры. Его приверженцы и последователи - люди, подобные ему по натуре; противники - люди, которые для утверждения своего существования по природе нуждаются в другом мировидении. Поэтому споры между философами пусты, это споры о вкусах, о которых не спорят.

Таким образом, миссия философов и соответственно исключительная значимость философии прежде всего не в разрешении политических, экономических, технологических проблем (хотя и здесь значение философии чрезвычайно существенно), а в создании мифов, которыми "жив человек". Здесь мы используем слово "миф" не в обычном, традиционном значении и смысле, как архаического сказания, как сказки, как непонятно зачем нужного вымысла, а в смысле, близком определению А.Ф. Лосева: "Миф есть конкретнейшее и реальнейшее явление сущего, без всяких вычетов и оговорок, - когда оно предстоит как живая действительность" [Косев, 1993, с,771]. Здесь понятие "миф" включает все интеллектуально-духовное наполнение сознания человека, то есть оно существенно шире понятий: мировоззрение, картина мира, менталитет, тип рациональности. Для уточнения понятия "миф", избранного мной в ходе данных рассуждений, приведших меня к выводу о мифотворческой миссии интеллектуально-духовной элиты, приведу слова А.Ф. Лосева: "Для всякого человека есть всегда такое, что не есть ни число, ни качество, ни вещь, но миф, живая и деятельная действительность, носящая определенное, живое имя...Если я религиозен и верю в иные миры. они для меня - живая мифологическая действительность. Если я материалист и позитивист - мертвая и механическая материя для меня - живая мифологическая действительность, и я обязан, поскольку материалист, любить ее и приносить ей в жертву свою жизнь. Как бы ни мыслил я мира и жизни, они всегда для меня - миф и имя, пусть миф и имя глубокие и неглубокие, богатые и небогатые, приятные или ненавистные. Нельзя живому человеку не иметь живых целей и не общаться с живой действительностью, как бы она ни мыслилась, на манер ли старой религиозной догматики или в виде современной механистической вселенной. Мифология - основа и опора всякого знания, и абстрактные науки только потому и могут существовать, что есть у них та полнокровная и реальная база, от которой они могут отвлекать те или иные абстрактные конструкции" [Лосев, 1993, с.771-772].

Очевидно каждому; что бы ни мыслил, ни изрекал человек о мире в нем и мире вне его и об онтологической и гносеологической соотнесенности этих миров, все это (вне зависимости от достоверности этих мыслей) - акты его сознания, или его Жизнь. Сознание живого человека отнюдь не может быть очищено до наполнения одними "чистыми феноменами", поэтому изыски феноменологов так искусственны и неубедительны . Сознание всегда наполнено одним из (точнее, исключительно индивидуальным) мифов, который и является определяющим при совершении актов свободной воли как

практических, так и теоретических. Возможно изменение мифа, возможна и его сильная трансформация, возможна, наконец, кардинальная замена, но не его полное устранение.

Целостная философская система, а таковая есть в сознании каждого человека, хотя и не всегда "профессионально" сформулированная, - это всегда форма человеческой реальности в сфере идеального, в сфере духа, обусловленная поисками человеком благоприятной для него среды жизни, благоприятного "поля смыслов". Такую целостную систему можно назвать в указанном выше смысле мифом, "которым жив человек".

"Миф" в моем контексте - это то, что составляет жизнь человека, а не других людей или некий "внешний мир". Жизнь человека в целом - это то, что было и есть в его сознании, а не то, что было и гость в гипотетическом внешнем мире и сознании других людей. Не э никому доказывать, что, например, для нас важно, какое в нашем сознании сохранилось знание и ощущение от нашего детства, а не то, каким оно было "на самом деле" или в восприятии других людей. Речь здесь не о грезах и фантазиях, а об идеальных образах важнейшей для человека реальности - реальности его сознательной жизни.