Сверхъестественный и естественный миры: Свобода воли как условие перехода должного в сущее

Сверхъестественный и естественный миры: Свобода воли как условие перехода должного в сущее

Заметим, что понятие, обозначаемое словами "свобода воли", достаточно обозначается русским словом "воля". Что можно сказать о воле, которая несвободна? Только то, что ее нет вовсе и тогда все есть необходимость. При этом сразу скажу, что не стоит менять традиционный термин "свобода воли", установившийся в разных языках. Но для русского языка вполне достаточно слова "воля", поскольку воля не может быть несвободной, иначе какая же это воля!?

Первый аргумент о необходимости признания в мире свободы воли - аргумент моральный: мы должны иметь убеждение, что свобода воли есть, поскольку только при этом условии может быть ответственность за поступки, т.е. есть основания для морали. В противном случае мораль и этика становятся безосновательными выдумками, и человечество должно жить по биологическим законам популяции (борьба за существование и естественный отбор).

Человек с необходимостью должен признать, что свобода воли есть, иначе рассыпаются и пропадают как фантомы все "моральные законы внутри нас", понятия добра и зла теряют смысл, этика теряет онтологические основания. В естественнонаучном знании нет места свободе воли, в лучшем случае есть случайность, неопределенность, флуктуации, фракталы и аттракторы, - все это неразумные феномены, не дающие оснований для естественнонаучного объяснения природы свободы воли. Следовательно, свобода воли, как и феномен сознания, любви, смысла существования Вселенной и жизни, природа творчества, - метафизические сущности. Они не находят оснований во всей системе знания так называемых положительных наук: физики, химии, биологии, социологии и т.д. Научная картина мира, если составлять ее из знаний положительных наук, не вмещает в себя ни свободы воли, ни возможности творчества, ни смысла жизни человека.

* * *

Там, где за пределами нашего опыта располагается наше "Я", там же, в метафизических измерениях вне нам известного четырехмерного пространственно-временного континуума, располагается свобода воли как атрибут нашей души. Вот и все!

Но о том, что в мире свобода воли есть, мы можем говорить не только из-за необходимости согласования этого с природой морали.

Эмпирически то, что свобода воли есть, видно и но способности человека творить в мире материальные и духовные объекты, которых в мире не было и которые не могли возникнуть в ходе так называемых естественных процессов. Если отрицать человеческую свободу воли, то мир становится абсолютно фатален для человека, тогда как в природе развитие может быть вероятностным или многовариантным, как, например, в квантовой механике или синергетике. Действительно, многовариантность событий отнюдь не основание для объяснения свободы воли - это всего лишь слепая случайность. Так, например, Эпикур для выхода из детерминистского тупика атомистики Демокрита постулировал возможность отклонения движения частиц от заданной траектории ("клинамен"); в квантовой механике волновое уравнение Шредингера позволяет определить только вероятность нахождения частиц в том или ином месте пространства-времени. Важно, что все это - "слепые" случайности, никоим образом не объясняющие метафизические феномены свободы воли и творчества человека. Действительно, свободный акт - это принципиально новое событие в мире, невозможное в мире необходимости, который представляется так называемыми позитивными науками. Но свобода, без убеждения в реальности которой человеческой морали быть не может, возможна, к счастью, в религиозных учениях и концепциях философии.

Философия и/или вера в Бога дают человеку принципиально важную ориентацию во взгляде на мир: что есть "должное", есть "сущее", есть "свобода воли". В связи с этой ориентацией человек имеет основания изменять свою жизнь с целью совершенствования себя по пути приближения к существованию согласно своей изначальной природе, к природной идее Человека. Другими словами, человек со свободой воли может по своему разумению мир должного переводить в мир сущего, ноуменальный мир - в феноменальный.

В связи со сказанным я думаю, что понятию "судьба человека" следует придавать смысл не фатальности, или абсолютной предопределенности. Судьба - это то, на что обречен человек от рождения в смысле своей уникальной натуры, то, чем он является от природы, или то, что имеется в виду в словах "от себя не убежишь". Что же касается течения личной жизни, то ее траектория может выбираться человеком свободно. Если этот выбор соответствует природе личности - это хорошо и для человека, и для мира в целом, если нет - плохо также для всех.

Можно назвать следующие необходимые условия для обоснования этики:

- свобода воли как условие ответственности;

- смертность земного человека как условие для стремления избегать греха здесь и сейчас (в противном случае всегда будет время для раскаяния и потеряет силу принцип «помни о смерти - и будешь безгрешным»);

- бессмертие души человека и вера воздаяние Бога как условие осмысленности добродетельной земной жизни.

В мире, где присутствует зло, только смертный человек может иметь основания для нравственных поступков, в случае бессмертия у него всегда будет время для раскаяния и соответственно все здание морали окажется лишенным оснований. Получается как бы парадоксальная ситуация: в мире, в котором есть зло, только смертный человек может быть нравственным и человечество имеет шансы на спасение, физическое же бессмертие человека привело бы с необходимостью к торжеству зла и гибели человечества в деморализованном мире. В этом контексте можно сказать, что в необходимой смертности всех земных людей, которая стала присуща роду человеческому после первородного греха, заложена основа к спасению человека и возвращению его в Царствие небесное.

* * *

Метафизическая природа свободы воли, творчества и морали необходимым образом связана с метафизической природой любви все это объекты, не познаваемые методами позитивных наук.