Сознание и метафизика “Я” и “Души”

Сознание и метафизика “Я” и “Души”

На протяжении всей жизни в человеке могут измениться все физиологические и душевные состояния, физические и интеллектуальные способности, знания и убеждения, ценностные и нравственные ориентации, материально-природная и духовно-культурная среда обитания. Неизменно только "Я". Наше "Я" сохраняется даже во время сновидений, хотя все остальное в них может быть фантастическим, не существующим при бодрствовании или после гипнотических внушений, когда все понимания смещены, кроме личного "Я". Смещение "Я" происходит только при патологии, связанной с так называемыми "душевными болезнями". Названный экзистенциальный, инвариантный для каждого человека феномен как общечеловеческая загадка-проблема и называется проблемой сознания. Факт абсолютной устойчивости (инвариантности) "Я" при всех коллизиях человеческой жизни (мы не имеем в виду патологические случаи) есть убедительное свидетельство сверхприродной, метафизической сущности "Я" (сознания). Об этом же свидетельствует естествознание: в человеке все природное, имманентное обусловлено генами его родителей, кроме "Я", которое, с одной стороны, не наследуется человеком генетически, с другой стороны, не есть результат формирования социумом. Таким образом, "Я"- это свет абсолютной Истины в человеке, то есть свидетельство единства души человека и его духовного содержания с Абсолютным Бытием, Абсолютным Благом, Единым, Вечностью и Жизнью (бессмертием), Истиной и Богом - все эти понятия в высшем метафизическим смысле совпадают по значению.

Наше "Я" состоит из того, что называется сознанием и из того, что называется душой. Между сознанием и душой проходит граница "знания-незнания" нас самих, т.е. граница самопознания. В сферу сознания мы стараемся включить как можно больше знания о себе, следуя древнему призыву: "Познай самого себя!". Душа, безусловно, в наибольшей степени составляет основу нас, основу "Я". Это видно уже по тому факту, что в самообращениях: "Будь спокойней", "Не бойся", "Сосредоточься", "Люблю ли я этого человека?", "Добрый ли я человек?", "Кто я?", "Бессмертна ли моя душа?" - мы занимаемся внушением и вопрошанием, адресованным кому-то вне сферы нашего интеллекта. Действительно, осознаваемая часть нашего ''Я", выраженная в словосочетаниях: "Я спокоен", "Я смел", "Я должен", "Я люблю", есть слова, но не есть само по себе спокойствие, смелость, обязанность, любовь. Отсюда мы знаем только наше "Я" в интеллектуальной форме и чувственных проявлениях. Но речь идет именно о форме и проявлениях. Наша сущность в основе своей находится вне сознания - это и есть душа, а так как душа как часть нашего "Я" находится за пределами нашего эмпирического и теоретического познания, за пределами нашего возможного опыта, она и есть метафизический объект.

Итак, наше "Я" состоит из неметафизической части - сознания, которое в человеке представлено интеллектом, и метафизической части - души, которая пребывает вне сознания, но может ему являться через некоторые мысли и чувства. Можно сказать, что метафизические объекты находятся вне известного нам четырехмерного пространства-времени. Они существуют вне времени и пространства в сфере Духа, который, в свою очередь, принадлежит Абсолютному бытию.

Таким образом, получается, что сознание и душа в целом составляют наше "Я". Третья ипостась человека - "Дух" - связана с "Я" в области метафизических измерений души. Так как есть две духовные реальности: Дух Святой и Диавол, то душа является той областью, где происходит борьба света и тьмы, добра и зла. Другими словами, в душе происходит борьба нашего "Я" (так как у человека есть свобода воли) и борьба за наше "Я" в духовной сфере.

Надо заметить, что помимо души, на мысли и чувства, появляющиеся в сознании, может влиять наше тело с его физиологическими состояниями. Например, есть страх метафизический в связи с ощущением трансцендентного мира вне нас и страх физиологический в связи с инстинктом самосохранения, есть любовь метафизическая - как ощущение гармонии и целостности мироздания, и любовь эротическая. Впрочем, не буду вдаваться далее в вопрос о том, как состояние нашего пищеварения влияет на наши чувства и направления мыслей и как мнительность приводит к болезням. Вопросы взаимосвязи души и тела - специальные проблемы психофизиологии, они больше относятся к области медицины.

Итак, как видно из наших рассуждений, мы не можем познать "Я" и душу полностью. Даже если бы все ипостаси души (как основы нашего "Я") могли проявляться в сознании, мы не могли бы включить их полностью во всю полноту знания, поскольку невозможно, чтобы "Я" знало о себе все, невозможно тождество познающего и познаваемого. Говоря научным языком, система не может познать полностью саму себя, для этого нужна более сложная система. Таким образом, "Я" во всей своей полноте непознаваемо самим собой. Не все, что есть в душе, нам является, а если бы и являлось, не вмещалось бы в познавательную сферу сознания.

Что касается человеческого познания мира, то извечная человеческая установка на познание мира как целостности, как органичной системы, как отражения "всеединства" - есть прежде всего результат целостности человеческого сознания.