Истина и сомнение

Истина и сомнение

Интересно заметить, что для скептиков сомнение в возможности постижения истины - причина остановки процесса познания за его бесполезностью (воздержание от суждений). Для скептиков "докса" (т.е. мнение) достойно доверия и далее идти нет смысла. Для Декарта, наоборот, сомнение есть фактор импульс движения от незнания к знанию. Разница в том, что у скептиков сомнение в знании абсолютно, у Декарта сомнение есть преходящее состояние, пока не постигнута очевидная истина. В свою очередь, Ницше подвергает сомнению все критерии истины, кроме соответствия ее жизненным интересам человека. Он так развенчивает идеал объективной истины: "Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь к истине есть, должно быть, как раз любовь к разочарованию" [Ницше, 1990, с.723].

Конечно же, главный фактор, определяющий познавательный интерес человека, объясняется его природой, видовым признаком Homo sapiens, а о природе человека мы можем говорить главным образом описательно.