Общечеловеческий смысл жизни или идея человека

Общечеловеческий смысл жизни или идея человека

"Высшее творчество человека
есть устроение своей личности
  и всей своей жизни..."

[Катехизис, 1991, с.20].

Смысл человеческой жизни с точки зрения биологии как науки, наиболее близкой к проблеме "человек" после философии, - продолжение рода. Смысл жизни может обсуждаться при чисто биологическом подходе только на уровне популяции, жизнь особи безразлична такому подходу. Более того, жизнь больных и убогих есть зло для сохранения популяции в смысле воспроизводства полноценного генетического материала. Интуиция человека естественно протестует против такого "смысла".

Думаю, будет правильно сказать, что понятие смысла жизни человека тождественно его индивидуальной миссии в земной жизни. С моей точки зрения, смысл жизни и смысл смерти - тождественные проблемы, и решив одну, мы решаем другую. Человек должен решить трудную, но разрешимую философскую проблему познания самого себя прежде всего с точки зрения осознания своей природной миссии в земном существовании, задаваемой высшим Началом (см. к этому [Курашов, 1996]).

Смысл жизни человека - жить согласно своему предназначению, т.е. выполнять через познание самого себя свою индивидуальную миссию. Конечно, выполняя миссию, присущую всем людям, - жить в любви к Богу и ближнему. Когда мы говорим о смысле существования человечества как целого, то мы говорим по существу исключительно о смысле жизни отдельного человека, но только в том отношении, что речь идет о смысле жизни, присущем всем людям. Другими словами, особого смысла жизни у "общечеловеческого организма" как целостности, нет. Ответ перед Богом для каждого человека персональный, а не коллективный.

Уверен, что вышесказанное не вполне устроило читателя, поскольку вопрос о смысле жизни - один из самых сложных в философии. Здесь кроме философско-метафизических размышлений хорошо дополнительно опереться на наш собственный опыт. Предположим, мы принимаем тезис, что жить со смыслом - это жить согласно своей природе. В данном контексте «природа» - сущность, идея человека вообще и данной персоны в частности.

Этот тезис уже дает нам верный путь в жизни без шатаний, хотя сам по себе он еще не содержит определения конечной цели жизненного пути. Во всяком случае идти по верному пути, если даже не знаешь конечной цели (ведь она скрыта за горизонтом нашего опыта, т.е. эта цель - объект метафизический), не так уж плохо. Таким образом нам следует убедиться, что данный тезис верен. Из нашего опыта известно, что если мы учим то, что нас интересует, делаем то, что нам приносит удовлетворение, то вопрос о смысле жизни мы ставим без надрыва, чисто интеллектуально. Почему это так? Видимо, только потому, что наша душа чувствует верную или неверную ориентацию человека в жизни. Больших доказательств и не приведешь, но и этого, я думаю, достаточно.

Дезориентация жизненного пути происходит по трем основным причинам:

1. Не было достаточных усилий для познания самого себя

2. Стиль нашей жизни навязан нам извне

3. Стиль нашей жизни определяется только телом, смысл жизни которого - что есть и пить, и во что одеться.

Спасительным при дезориентации жизненного пути являются наши душевные страдания, приводящие к постановке мучительного вопроса: в чем смысл жизни? Душевные муки в случае, если человек живет в разногласии со своей природой выполняют ту же спасительную и указующую функцию, как физическая боль указывает нам на нездоровье какого-либо телесного органа. В названной ситуации уже хорошо то, что человек ощущает свою душу, а она - реальное присутствие бессмертия в человеке. Душевные страдания (а они есть, если в жизни не все так) являются основой для поисков человеком еще более высших, чем индивидуальная душа начал -присутствия в себе духа, а это уже присутствие вечности в человеке. Таким образом человек может через личные преходящие начала прийти шаг за шагом к высшим метафизическим Началам всего сущего.

Кант верно сказал, что смыслом жизни не может быть счастье человека, поскольку тогда природа создала бы его более примитивным. Правда, Кант прав, скорее всего, если счастье понимать в смысле житейского благополучия. Человек живя в ладу со смыслом своего предназначения, может и не быть счастлив в житейском смысле, но он всегда испытывает глубокое удовлетворение, которое является высшим счастьем. Здесь близкая аналогия с чувством любви, которое может сопровождаться и счастьем, и несчастьем, но никто от него не отказывается.

Смысл жизни - онтологическая философская проблема, которая имеет общечеловеческий онтологический аспект: универсальное поле смыслов, задаваемое Природой-Богом человечеству; и индивидуальный онтологический аспект: миссия человека в земной жизни, задаваемая Природой-Богом каждому человеку. Библейские слова о том, что "много званных, но мало избранных", на мой взгляд, выражают проблему поиска каждым человеком своего призвания-миссии в жизни. Эта проблема в принципе решаема - у каждого есть природная миссия. "Много званных", т.е. по существу все званные, но не каждый в своей жизни хочет или успевает ее решить, т.е. "мало избранных", т.е. мало познавших самих себя в главном - природном предназначении.

Важно выделить: жить со своим смыслом, имеющим онтологические основания, - основа душевного и физического здоровья личности. Шопенгауэр считал, что доброта лучшее из качеств людей, и смысл жизни должен прежде всего находиться в моральной сфере. Так, он писал: "Ибо так же, как факелы и фейерверк бледнеют и меркнут в лучах солнца, так ум, даже гений, а также красота, затмеваются добротой сердца" [Шопенгауэр, 1993, с.294], - а также: "Если мы, глядя во вне, подумаем о том, что vita brevis, ars longa (жизнь коротка, искусство вечно - В.К.), и вспомним, как были унесены смертью люди высочайшего и прекраснейшего духа часто именно тогда, когда они достигли вершины своих творческих способностей, а также великие ученые в момент, когда они только что пришли к глубокому пониманию своей науки, то мы и в этом увидим подтверждение того, что смысл и цель жизни носит не интеллектуальный, а моральный характер" [Шопенгауэр, 1993, с.295].

Таким образом, принципиальный императив смысла жизни человека - творить добро. Жизнь с утратой смысла - это жизнь во зле. При этом важно, и, я бы сказал, успокоительно, что наказание совершается вместе с преступлением, так как преступление не есть богоугодное действие. Это "зло", превращающее часть души в "ничто", то есть в то, что не подлежит спасению. Другими словами, наказание имманентно "злу" и в этом торжество вселенской справедливости уже до конца истории, предсказываемой в христианской эсхатологии. Человек, творящий зло, причиняет зло себе, а не только другому. Причем, совершающий зло губит душу, в то время как терпящий зло, наоборот, претерпевает испытания и возможность идти по пути спасения.

В связи со сказанным можно высказать мнение, что человеку следует в первую очередь желать не долгих лет жизни, чего обычно желают, а желать нужно достойно жить и достойно умереть. У С.Л. Франка мы находим равнозначность высшего призвания человека как к добру, так и к любому виду деятельности. Считаю необходимым привести длинную цитату из работы С.Л. Франка, где он пишет о "переживании высшего" в нас: "Оно ("переживание высшего, формирующего единства в нас" - В.К.) имеет место всюду, где мы осознаем сверхэмпирическую, сверхиндивидуальную инстанцию нашего "я": в форме интуиции нашего призвания, или сократова "демона", высшего голоса Природы в нас. Художник, которого влечет властное призвание творить образы, хотя бы осуществление этого призвания требовало жестокости и безучастия к ближним, и притом творить в определенном направлении, пренебрегая всеми установившимися среди людей мерилами и оценками, - мыслитель, который чувствует необходимость поведать истину, непосредственно открывшуюся ему и как бы через посредство ума влекущуюся к самораскрытию, - государственный деятель, сознающий себя призванным вести людей к ему одному открытой цели, - святой, услышавший голос, влекущий его к подвижничеству, - даже влюбленный, в душе которого любовь раскрылась как великая сила, озаряющая всю его жизнь, и дарующая ей смысл, - все они переживают действие высшего, духовного или идеально-разумного единства своего "я" не иначе и не в меньшей мере, чем человек, подчиняющийся требованию нравственного Добра" [Франк, 1995, с.550].

Если человек не верит, а соответственно и не знает о высших смыслах своей жизни, он спонтанно создает себе временные преходящие цели, но заполняет ими какой-то отрезок своей жизни. Это может быть вполне конкретная цель, хоть покупка нового телевизора. Наличие временной цели жизни придает ей временный смысл и это играет успокоительную до поры - до времени роль. Надо заметить, что и такие временные цели и преходящие смыслы жизни при всей своей примитивности несут в себе отблеск вечности, поскольку человек, живя в настоящем и будущем одновременно (переживание цели - жизнь в будущем) соприкасается с вневременным образом

вечности, хотя, конечно, это только соприкосновение на уровне «чуть-чуть».

Другой проверенный всем человечеством путь избавления от душевных тягот при отсутствии жизни с высшим смыслом, отсутствии жизни согласно своей природе - уход в иные виртуальные миры, где человек уже собственно не человек, а игрок - это и кино, и домино, и карты, и политические интриги и т.п.

Говоря о призвании человека выполнять предназначенную ему Природой миссию, или на простом языке - реализовать свой талант, призвание и т. п., надо сказать, что в противном случае движение не по своему призванию чревато бедами для самого человека и его окружения. Если человек по призванию музыкант, а работает инженером - безнравственно работать инженером; если человек по призванию кулинар, а занимает пост руководителя страны - безнравственно быть руководителем; если человек по призванию руководитель страны, а работает сапожником - безнравственно работать сапожником. Многие беды человечества связаны именно с тем, что многие люди, не утруждая себя императивом: Познай самого себя! Такие люди, не выполняя своего предназначения-миссии, являются причиной хаоса, дезорганизации, разложения, разорения и т.п. общества и отдельных людей.

Среди философов часто имеет место субъективистско-релятивистский подход к проблеме смысла жизни, т.е. считается, что проблема смысла жизни не в его поиске как онтологической реальности, а в его конструировании как субъективно-креативной реальности. При таком подходе проблема смысла жизни выносится на обочину философских проблем. Один из примеров такого типа взглядов: "Часто говорят о поисках смысла жизни, как будто он где-то хранится в готовом виде и его надо лишь отыскать. Однако смысл не то же что сущность. Смысл нашей жизни "сотворяется" нами, как и наша судьба" [Коган 1996, с.25].

Я убежден, что смысл жизни "хранится где-то в готовом виде" и его необходимо искать, он не "со-творяется" нами, но может быть найден. Другое дело наша жизнь, наша судьба, она действительно со-творяется нами благодаря дарованной человеку свободе воли, которая есть основа основ идеи Человека.