Путь к пониманию философии через различие ее с искусством

Путь к пониманию философии через различие ее с искусством

Философия - это учение, представляемое в форме системы - и в этом ее общность с наукой. Для исторического развития философии не столь характерна преемственность учений, но более характерна их взаимодополняемость - и в этом ее общность с искусством (в этом контексте искусство в узком, т.е. наиболее распространенном значении, а не как любая деятельность по созданию артефактов).

О чем бы мы ни философствовали, не миновать Платона. Платон называл искусства «подражанием подражанию» (см., например, диалог «Государство»): есть мир Истины -занебесный мир идей, пребывающих в вечности; есть земной преходящий мир как проекция мира идей, их слабый отблеск, который близок к «ничто»; есть искусства, отражающие земной мир. Важно отметить, что для Платона «подражанием подражанию» являются только поэзия, изобразительные искусства, но не музыка. Музыка, по Платону, связана с математической гармонией чисел, а последние пребывают в вечном мире идей. Следовательно, создание музыки и восприятие ее приобщает человека к гармонии мироздания, началам мира - словом, к философии.

Выскажу свою точку зрения. Философия фиксирует в вечности: точнее говоря, для человечества, пока оно живо, предельные идеи человеческого миропонимания. Наука - конкретные знания о различных сферах мироустройства. Искусство - душевные состояния человека, его чувства. В этом безусловный приоритет и ценность любых видов искусства.

Философия и наука могут только называть душевные состояния человека, а искусства могут их вызывать.

Произведения искусства обращаются прежде всего к душе человека, наука - к интеллекту, а философия занимает промежуточное положение, но все же в этом смысле она ближе к науке.

Действительно, если философ или ученый осмысливают и описываю, например, состояния страха и трепета, сострадания и симпатии, они вовсе не стремятся вызвать называемые чувства у читателя или слушателя. Искусство же, как раз наоборот, в первую очередь стремится вызвать сопереживание читателя в контексте с символами образной структуры художественного произведения. В научно-философском знании мысли передаются в понятийно-терминологической форме, в искусствах чувства передаются в образно-символической .

Наука созерцает мир явлений, философия - мир идей, искусство - душевный мир. Органичный синтез философии, науки и искусства мы находим, конечно, в мифах - наиболее целостной форме человеческого миропонимания. Поэтому, мифотворчество безусловно неизгладимо из человеческой жизни и присутствует во всех ее сферах.

Бесспорно, всегда есть и промежуточные формы, например художественные произведения с философским смыслом (Сервантес, Шекспир, Пушкин, Гете, Достоевский) так же, как и философские произведения, не лишенные чувственности (диалоги Платона, «Исповедь» Августина, «Так говорил Заратустра» Ницше). Однако если бы первые обращались только к человеческому интеллекту, то они перестали бы быть художественными, а если бы вторые обращались только к чувствам, они перестали бы быть философскими.