Сферы реальностей и основные разделы философских учений

Сферы реальностей и основные разделы философских учений

В результате формулирования проблем "Я", "Я и Ты", "Я и Бог", "Я и внешний мир вещей" в истории философии сформировались специальные направления. Среди них;

- учение о существовании в целом о и том что существует, т.е. учение о бытии - онтология;

- учение о Высшем Разумном Начале, или Боге, - теология;

- учение о познаваемости мира - гносеология;.

- учение о человеческом знании - эпистемология;

- учение о методах познания - методология;

- учение о добре и зле в связи с практическими дейсвиями человека в мире - этика;

- учение о чувственном восприятии мира, особенно пержива-ния, прекрасного, возвышенного, безобразного - эстетика;

- учение о том, что существует за пределами мира явлений за пределами возможного чувственного опыта, словом, знани о вещах, о которых мы знаем, что они существуют, но не можем их познавать на опыте традиционными эмпирико-рационалистскими научными средствами - метафизика.

Касательно метафизики следует внести дополнительные пояснения. Несмотря на мнение некоторых современных философов что "метафизика умерла", нет оснований для изъятия метафизических вопросов философии из ее проблемного поля. Для разумной постановки метафизических вопросов в философии есть много ведомых оснований, их немало и в этой книге. Здесь я приведу не самый сильный аргумент, но поскольку и он вполне убедительный, можно предварительно ограничиться одним им. Так, идеи атомистики возникли в античности, и такие вещи, как "атомы", были метафизическими объектами за пределами возможного опыта до XX века. Даже атомистическое учение Дальтона, сформировавшееся только в XIX веке, было всего лишь гипотезой и основывалось на косвенных научных фактах - целочисленности весовых соотношений веществ реагентов и продуктов химических реакций. Даже в конце XIX века выдающийся физикохимик В. Оствальд считал химическую атомистику излишней гипотезой. Атомистическое строение микромира было достаточно обосновано, чтобы стать общепризнанным, только в XX веке. По аналогии с этим можно вполне разумно утверждать что не разрешимые на протяжении известной нам истории человечества метафизические философские проблемы не могут быть изъяты из проблемного поля философии только на том основании, что до настоящего времени они остаются неразрешимыми.