Путь к пониманию философии через ее самоопределения

Путь к пониманию философии через ее самоопределения

Определение или дефиниция - от лат. defmitio: указание, объяснение значения (т.е. объема) и смысла (т.е. содержания), выраженного данным словом-термином понятия. При этом разделяется определяемый термин и совокупность определяющих слов и действий- "определяющее". "Определяющее" может быть словом, конкретным вещественным предметом и т.д. Определение путем указания на предмет есть остенсивное определение. Определение посредством языка есть вербальное определение (лат. verbalis: устный, словесный).

Философия является идеальным, а не материально-вещественным объектом, и для нее возможна только вербальная форма определения. Материальные объекты имеют пространственные размеры и/или массу, они также могут перемещаться в пространстве и существовать во времени. Идеальные объекты не имеют ни массы, ни пространственных размеров, они не перемещаются в пространстве, и, скорее всего, не возникают и не исчезают во времени. Философия - идеальный объект, и мы не имеем возможности сказать, например: "Смотрите, это и есть философия".

Первое, точнее, "нулевое" приближение при определении понятия - буквальный смысл этого составного слова. Древнегреческое слово "философия" - любовь к мудрости. В латинской транскрипции это philosophia: phileo - люблю и sophia - мудрость. Стоит заметить, что в греческом языке слово "филия" обозначало дружескую любовь, для обозначения эротической любви было другое слово "эрос". Понятие "философия" ввел в употребление Пифагор (VI в. до Р.Х., ок. 580 - 500 гг. до Р.Х.) Истолкование, близкое современному, было придано Платоном (V-IV вв. до Р.Х., ок. 427 - 347 гг. до Р.Х.). Выделение философии как особой области человеческого знания или, точнее говоря, выделение из сферы общефилософского знания ряда наук о природе логики связано с работами Аристотеля (IV в. до Р.Х., 384 - 322 г.г. до Р.Х.). Им же была сформулирована классическая форма определения, или дефиниции, понятий, согласно которой определение строится "через указание рода и видового отличия".

Когда Аристотель разработал классификацию наук, т.е. выделил разные "философии", он выделил среди них и "первую философию" - науку о бытии, первоначалах и причинах всего сущего. Основной философский труд Аристотеля называется "Метафизика", но название это было дано труду не автором, а систематизатором его работ Андроником Родосским в 1 в. до Р.Х. Таким образом, центральная часть философии - учение о бытии, природе в целом, причинах, началах и конечных судьбах всего сущего стала называться метафизикой. Греческое слово Metaphysica - то, что идет после физики, то есть после изложения наук о природе в издании трудов Аристотеля (гр. physis - природа). Здесь уместно напомнить латинское слово "природа" - natura, отсюда, например, известное слово "натурфилософия" с тремя корнями - латинским и греческими.

Важно учитывать, что общеупотребительное слово (знак) "философия" в различных контекстах, в трудах различных авторов имеет различный смысл и значение, что составляет субъективно-психологические трудности при выработке общезначимого определения понятия "философия". У каждого философа есть определения понятия "философия". Определений так много, что работа по систематизации их потребовала бы отдельного исследования. Ниже я приведу некоторые из них для общей ориентации- Что же касается определения философии, выражающего мою точку зрения, то его составляет вся данная часть книги, особенно раздел "Что есть философия?"

Так, например, Луций Анней Сенека (5в. до Р.Х. - 65) понятию «философия» в противоположность "этическим измерениям», характерным для Сократа, онтологическим измерениям Платона, логико-познавательным измерениям Аристотеля придавал ему позна-вательно-деятельностный смысл. Он писал в письме LXXXIX Луци-лию: "Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же - любовь и стремление к мудрости. Философия указывает туда, куда пришла мудрость..."

Понятие "философия" трактовали по-разному: одни говорили, что она есть забота о добродетели, другие - что она есть забота об исправленье духа; некоторые же называли ее стремленьем мыслить правильно. Одно известно почти что точно: между философией и мудростью есть разница. Ведь не может быть, чтобы ищущее и искомое были тождественны. Какова разница между жадностью, которая жалеет, и деньгами, которых желают - такова же разница между философией и мудростью, которая есть ее конечный итог и награда. Философия - в пути, мудрость в его конце [Сенека, 1986, с.237].

В свою очередь, Августин Аврелий (354-430), принимая понятие "философия", близкое к его буквальному смыслу и придавая значимость понятию "любовь", писал: "Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь (ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может), однако если достаточно утвердишь себя в любви к ней и очистишь себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно будет владеть ею" [Августин, 1969, с.593].

Одну из интересных и широко известных характеристик философии как особой области знания в сфере "чистого разума" дал немецкий философ XVIII века Иммануил Кант в работе "Критика чистого разума". Кант выделил философию среди других областей знаний по проблемам, ею решаемым. Для Канта философия (как результат деятельности "чистого разума") прежде всего не "любовь к мудрости", не путь к мудрости, не мудрость, а знание, систематизированное в сфере нескольких принципиальных для человека проблем. По Канту, эти проблемы связаны с интересами спекулятивного и практического человеческого разума. Касаясь спекулятивного разума, он замечает: "Конечная цель, на которую в последнем счете направлена спекуляция разума в трансцендентальном применении, касается трех предметов: свободы воли, бессмертия души и бытия Бога." [Кант, 1994а, с.583]. При этом Кант замечает, что данные проблемы не находят применения in concreto, т.е. в исследовании природы. Кроме того, Кант поясняет, что "практическое есть все то, что возможно благодаря свободе" [Кант, 1994а, с.584]. И далее: "Итак, все снаряжение разума при разработке того, что можно назвать чистой философией, в самом деле направлено только на упомянутые три проблемы. А эти проблемы, в свою очередь имеют более отдаленную цель, именно [определение того], что должно делать, если воля свободна, если существует Бог и если есть иной мир." [Кант, 1994а, с.585]. Полезно привести еще несколько цитат из "Критики чистого разума" Канта, раскрывающих смысл, вкладываемый им в понятие "философия": "...философия есть только идея возможной науки...к которой мы пытаемся приблизится различными путями" [Кант, 1994а, с.610], а также: "Теперь можно обучать только философствованию (а не философии - В. Л.)". [Кант, 1994а, с.610]. Кант также замечает, что "...пока что понятие философии есть лишь школьное понятие, а именно понятие о системе знания, исследуемое лишь в качестве науки с одной только целью - систематическое единство этого знания, стало быть логическое совершенство его. Но существует еще мировое понятие (conceptiis cosmicus), которое всегда лежало в основе термина «философия», в особенности когда это понятие, так сказать, персонифицировалось и представлялось как бы в идеале философа как образца. В этом смысле философия есть наука об отношении всего знания к существенным целям человеческого разума, и философ есть не виртуоз разума, законодатель человеческого разума " [Кант,1994а, с.610]. Далее Кант поясняет: "Законодательство человеческого разума (философия) имеет два предмета - природу и свободу и, следовательно, содержит в себе как естественный, так и нравственный закон, первоначально в двух различных системах, а затем в единой философской системе. Философия природы имеет дело со всем, что есть, а нравственная - только с тем, что должно быть" [Кант, 1994а, с.611].

В итоге рассуждений на темы "интересов разума" он приходит к выводу: "все интересы моего разума (и спекулятивного и практического) объединяются в следующих трех вопросах:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?» [Кант,1994а, с.588].

Причем, по Канту, все три вопроса можно свести к четвертому, единственному: "Что такое человек?" [Кант, 1994B, с.280]. Логика его рассуждений такова: "Итак, философия есть система философских знаниЙ, или рациональных знаний из понятий. Таково школьное понятие этой науки. По понятию о мире (Weltbegriff) она есть наука о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность" [Кант, 1994в, с.279]. В другой работе Кант повторяет и дополняет свое определение философии: "Ибо в последнем значении (как высшего принципа выбора между целями нашего разума - В.К.) философия есть наука об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого разума, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в которой они должны образовать единство. Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать?; 2. Что я должен делать?; 3. На что я могу надеяться?; 4. Что такое человек? На первый вопрос отвечает метафизика , на второй -мораль , на третий - религия и на четвертый - антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему." [Кант, 1994в, с.280].

Эти мысли Канта написаны, несомненно, под влиянием предшествующих работ английского философа Давида Юма (1711-1776), который в "Трактате о человеческой природе" писал: "Несомненно, что- все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе и что, сколь бы удаленными от последней ни казались некоторые из них, они все же возвращаются к ней тем или иным путем. Даже математика, естественная философия и естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке ," [Юм, 1995, с.49].

В связи с этим положением (принятым и развитым Кантом и другими его последователями - философами антропологического направления) Юм определяет центральную проблему философии как антропологическую проблему: "Итак, единственный способ, с помощью которого мы можем надеяться достичь успеха в наших философских исследованиях, состоит в следующем: оставим тот тягостный труд, утомительный метод, которому мы до сих пор следовали, и вместо того, чтобы время от времени занимать пограничные замки и деревни, будем прямо брать приступом столицу, или центр этих наук - саму человеческую природу; став наконец господами последней, мы сможем надеяться на легкую победу над всем остальным." [Юм, 1995, с.50]. В заключение приведем знаменитые слова Канта, выражающие духовные человеческие чувства, побуждающие нас к философствованию, которые он высказал, завершая свою "Критику практического разума": "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" [Кант, 1994б, с.562].

Определения понятия "философия " в справочных изданиях

Интересно и показательно сравнить определения философии в различных словарях и энциклопедиях. Так, в известном отечественном словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в самом начале XX столетия, читаем: "Философия есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, действительности и красоты. Философия имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукою, и религиозные представления" [Радлов, 1902, с.822].

Далее для сравнения интересно привести определение из относительно недавнего, но доперестроечного «Философского энциклопедического словаря», изданного в период господства диалектического материализма как официальной философской доктрины: "Философия - форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательные, ценностные, социально-политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру" [Спиркин, 1983, с.726].

Пример одного из современных вариантов дефиниции философии: "Философия - синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Ее цель - поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности" [Современная философия, 1995, с.82].

Я предлагаю читателю самостоятельно проанализировать сходства и различия определений философии, относящихся к трем различным периодам истории нашей страны. Замечу, что важнейшая философская проблема, обозначаемая философским понятием "бытие", будет рассмотрена специально. Однако поскольку это понятие встречается в приводимых определениях, приведем для ориентации один из вариантов определения бытия: "Бытие - категория онтологии, с помощью которой определяется нечто, что есть сущее как таковое, вне и независимо от человека и его сознания . Понятие бытия ввел в философию Парменид, основоположник Элей-ской школы (VI-V вв. до н.э.)" [Современная философия, 1995, с. 15]. Заметим пока, что это определение не выдерживает строгой критики, оно не лишено тавтологии и т.д.

В заключение для транскультурного сравнения рассмотрим определения философии в современных изданиях западных стран.

Один из вариантов приведен в "Словаре философии" 1991 года ("Dictionary of Philosophy") в разделе "Философия и анализ" (уже сам по себе факт добавления термина "анализ" показывает тяготение к аналитической, позитивистской традиции философствования и понимания философии): «К замешательству и смущению профессиональных философов они не могут выработать какой-либо краткой и взаимоприемлемой дефиниции философии. "Что есть философия?" - сам по себе философский вопрос. Буквальный смысл философии как "любви к мудрости" установился для общего знания о человеке и универсуме...»

Только одно-два столетия назад науки стали настолько специализированы, что философия оказалась просто одной из многих других дисциплин. Есть два основных подхода для выделения философии по предмету (subject-matter) или по методу. Многие принимали, что ее предмет есть "предельные вещи" (ultimate tilings), для других основной предмет философии - универсум как целое, а для некоторых - причины, определяющие человеческую судьбу и основания человеческого поведения. Теперь, однако, философия обычно выделяется по определенным методам, наиболее подходящим для изучения предмета (видимо имеются в виду направления философии XX века типа феноменологии, структурализма, позитивизма и т. п. В.К. Лейси, 1991, с.176].

Другое современное определение приводит "Оксфордский словарь философии" ("The Oxford Dictionary of Philosophy"), изданный в 1994 г.: "Философия - учение о наиболее общих и абстрактных характеристиках мира и о категориях на основе которых мы мыслим о разуме, материи, рассудке, доказательстве, истине и др. В философии концепции, на основании которых мы постигаем мир, сами по себе являются темой для исследований. Философия таких дисциплин, как история, физика или право, ищет не столько решение исторических, физических или правовых вопросов, сколько направлена на изучение концепций, которые организуют мышление и выявляют его основания и предпосылки" [Оксфордский словарь,1994, с.286].