Введение: Познание “Белого света” путь в “Беловодье”

Введение: Познание "Белого света" путь в "Беловодье"

Philosophia est magistra vitae

Философия учительница жизни

Сначала нужно сказать не о чем написана книга, а зачем она написана. Эта вводная фраза навеяна на меня следующими мыслями Н.В. Гоголя:"Все более или менее согласны в том, что писатель-творец творит творенье свое в наученье людей. Требования от него слишком велики - и справедливо: для того, чтобы передавать одну верную копию с того, что видим перед глазами, есть также другие писатели, одаренные иногда в высшей степени способностью живописать, но лишенные способности творить. Но кто создает, кто трудится над этим долго, кому приходится дорого его создание, тот должен уже потрудиться недаром. Нужно, чтобы в созданье его жизнь сделала какой-нибудь шаг вперед и чтобы он, постигнувши современность, ставши в уровень с веком, умел обратно воздавать ему за наученье себя наученьем его" [Гоголь, 1992,с.ЗО8]. Главная моя задача в этом "созданье" - дать понимание и знание философии, особенно с точки зрения практической - помочь людям понять философские возможности постижения мира, природу добра и зла, смысл любви и счастья, причины несчастья общества и пути познания нации; словом, главная задача, как и любого философского учения - познание самого себя человеком и народом.

Мир в целом в русской фольклорной традиции называется "Белый свет", а "Беловодье" в русских преданиях - обетованная земля с протекающей по ней молочной рекой, где человек живет райской жизнью. Отсюда и идея книги, она совмещает в себе основные проблемы человека: проблему познания мира и существования человека в мире и проблему поисков путей обретения благоприятных душевных состояний- Какой предстанет моя работа отечественному и иностранному читателю - не знаю. Одно могу сказать определенно: я писал то, что пережил и тщательно обдумал, и менее всего заботился о следовании какой-либо традиции. В то же время русская почва, как нетрудно увидеть, придает этой работе дух русской философской традиции.

Книга охватывает многие разделы всемирной философии: в этом смысле - это объективистская общефилософская работа. В то же время точка зрения на философию автора данной работы находится в России, и это обуславливает национальный колорит работы. Национальный колорит всегда есть у любого автора, даже если он и не выносит национальные проблемы в заголовки разделов, этот колорит всегда читается в контексте.

Читателю, не вполне еще приобщившемуся к философствованию, эта работа, думается, поможет развить философское мышление и критический подход к теоретическим формам понимания мира, которые, как известно, "сухи", в то время как "вечно зелено древо жизни".

Эта книга отнюдь не обзор или анализ философских доктрин -она выражение русской философской традиции по той простой причине, что книга написана в России русским философом . Философия в отличие от науки, как и искусство, всегда имеет регионально-национальные и интернациональные черты. Концептуальных монографий по общим проблемам теоретической и практической философии в наше время выходит немного. Эта книга является продолжением и развитием моей недавней монографии «Философия и российская ментальность», публикация которой и многие хорошие отзывы на нее (часть из них приведена на 4-ой стороне обложки и они отнюдь не заказные) вдохновили меня на работу над этим изданием.

Особенность настоящей работы в том, что в ней на основании анализа теоретических проблем философии (в первую очередь онтология и теория познания) выявляются пределы научно-философского познания мира. При этом становится более отчетливо виден водораздел между теоретической интеллектуалистской философией, с одной стороны, и философией жизни и экзистенциальной философией, с другой.