Словесные мучения в постижении бытия

Словесные мучения в постижении бытия

(Философия Хайдеггера)

Онтологизация речи (сказа) и бытия, слова и бытия характерна и для Хайдеггера. Так в эссе "Слово" он замечает: "...что нет вещи там, где отсутствует слово. Где что-то отсутствует, там имеет место лакуна, обрыв. Оборвать нечто - значит что-то у него отнять, чего-то его лишить. Лишение чего-то означает нехватку. Где не хватает слова, там нет вещи. Лишь имеющееся в распоряжении слово наделяет вещь бытием" [Хайдеггер, 1993, с.303]. Он далее продолжая мысль уже в отношении речи: "Сказ и бытие, слово и вещь неким прикровенным, едва продуманным и неизмыслимым образом взаимно принадлежат друг другу" [Хайдеггер, 1993, с.312]. С принципиальной точки зрения в традиционную концепцию объективного идеализма, воходящую к Пармениду, согласно которой мысли, эйдосам, Слову, или Логосу придается онтологический Хайдеггер не высказывает ничего нового, но это для нас и интересно - факт устойчивости данной традиции, установленной по линии Парменид - Платон - Августин - Декарт. В отечественной философии о языке, Слове как носителе истины, а не просто выразителе истины писал и П.Флоренский. Вера в онтологичность слова характерна для Ф.Лосева и т.д. - до бесконечности в перечислении имен прошлого и настоящего.

Вольный стиль Хайдеггера, насыщенный неологизмами, дает волю различным интерпретациям, но в то же время не позволяет подчас строго эксплицировать его точку зрения.