Глава 2. Постижение каких истин нужно человеку?

Пять ипостасей человека в их отношении к смыслу жизни

Все сказанное о смысле жизни человечества относится и к смыслу жизни любого отдельного человека. Но есть у каждого человека есть и свое предназначение и свой смысл жизни. В этой части познать самого себя может и должен сам человек. Помощь при познании самого себя возможна и со стороны учителя, но для этого должен найтись мудрый учитель, что есть большая редкость.

В человеке можно выделить пять ипостасей, или пять начал его природы: телесное, интеллектуальное, творческое, душевное и духовное. Смысл жизни при предельно простом понимании есть конечная цель жизни.

Цель жизни в отношении к телу - удовлетворение его физиологии (пища, тепло, свет, транспорт), т.е. при помощи так называемых материально-потребительских ценностей.

Цель жизни в отношении к интеллекту - удовлетворение его знаниями.

Цель жизни по отношению к творческому началу - создание искусственного мира материальных и идеальных объектов человеком, доставляющих так называемое творческое удовлетворение.

Цель жизни в отношении к душе - удовлетворение ее положительными чувствами (любовь, дружба, красота, добро).

Цель жизни в отношении к духу - обретение единства с высшей гармонией мира, Абсолютным бытием, Богом.

Поскольку достижение высшей цели есть утрата смысла жизни в земном существовании человека, нам остается рассмотреть жизнь человека со смыслом в отношении пяти названных ипостасей.

Полное удовлетворение телесного начала в земной жизни возможно, возможно даже и большее - пресыщение. Следовательно, если человек живет только телом, он может утратить смысл жизни, как только обеспечит свое телесное довольство. Эмпирически это подтверждается депрессиями у состоятельных людей, живущих исключительно или преимущественно растительной жизнью.

Полное удовлетворение интеллектуального начала размышлениями и знаниями невозможно, поскольку познание мира человеком есть процесс бесконечный. Следовательно, если человек связывает свою жизнь с жизнью интеллекта, он может проживать всю жизнь, не утрачивая смысла.

Полное удовлетворение творческого начала человека невозможно, поскольку предела для создания человеком мира искусственных, не существующих в естественной природе, материальных и идеальных объектов нет. Следовательно, если человек связывает свою жизнь с жизнью творческого начала, он может проживать всю жизнь не утрачивая смысла.

Полное удовлетворение душевного начала чувствами возможно, но не всеми. Человек может, например, испытывать всю полноту любви, ощущать "божественную" красоту чего-либо, но при этом нет предела для его благих дел. Следовательно, если человек связывает свою жизнь со стремлением прежде всего к добру, он проживет всю жизнь, не достигая конечной цели существования до самой смерти, т.е. не утрачивая смысла жизни.

Удовлетворение духовного начала человека в земной жизни возможно только в некоторой степени, поскольку слияние с Абсолютом возможно только в мире Абсолюта, т.е. вне времени и вне земной жизни. Следовательно, если человек стремится к достижению чувства мировой гармонии в сфере духа, вся его жизнь наполнена высшим смыслом.

Итак, если человек видит в своей природе преимущественно тело, то он создает философию "растительной жизни". Ее основные положения хорошо известны, поскольку каждый соприкасался с миром обывателей, да и сам в большей или меньшей степени таковым является. Противоположность обывателю - культурный человек. В данном контексте культурный человек тот, который имеет душевно-интеллектуальные силы владеть своей телесной природой. Другими словами, культура человека проявляется в отношениях с другими людьми. У каждого есть низменные чувства и недостойные желания, но не этим плох человек. Вопрос только в том, что побеждает в его внешних действиях. Если он совестится, сделав плохое, и изо всех сил подавляет низменное во внешних проявлениях своей личности, он - культурный человек.

* * *

Сделаем попытку осмыслить жизнь интеллектуалов, или вообще людей, представляющих духовную культуру.