Истина непостижима: Скептицизм и позитивизм

Истина непостижима: Скептицизм и позитивизм

Сначала целесообразно сказать об учениях, в которых проблем;) истинности человеческого знания определяется как неразрешимая, то есть утверждается невозможность человеческого познания мира, невозможность получения знания, соответствующего миру (другими словами, невозможность приближения к какому-либо истинном миропониманию). В истории философии было много вариантов такого рода подходов, основывающихся, кстати, не только на соображениях, приведенных в начале этой работы. В хронологической последовательности это: некоторые элементы учения софистов; учение Сократа (который не считал нужным и продуктивным познание мира вообще, мира вне нас, его познание ограничивалось доступным человеку внутренним познанием - "Познай самого себя"); скептицизм; эмпиризм и прагматизм в учениях Д. Юма и О. Конта и последующие течения прагматизма и позитивизма. Позитивизм в основе своей представляет синтез традиций классического скептицизма и юмовского эмпиризма. Своеобразным методологическим отвлечением от этой философской традиции и формой скептицизма философии XX века является "методологический анархизм" П. Фейерабенда с его подчеркиванием относительности критериев рациональности и отказом от понятия истины. В разнообразных течениях, которые можно отнести к субъектному идеализму, не только знание о вещах вне нас невозможно, и существование вещей вне нас сомнительно. Однако, всякое отнесение условно. Так, например, философию Беркли с его "существовать - значит быть воспринимаемым" (esse est percipi) относят к субъективному идеализму. Это не так, поскольку епископ Беркли имел в виду не только восприятие вещей человеком, но в первую очередь Богом. Поскольку в восприятии Бога находится весь мир, то все вещи в мире существуют в восприятии если не нас, то Бога. Это объективный идеализм. По этой же причине не являются субъективными идеалистами, например, Декарт и Фихте, хотя их философии иногда и классифицируют как субъективный идеализм.

В "чистом" субъективном идеализме отрицается, а не подвергается сомнению, как в скептицизме и в его вышеназванных вариантах существование мира вне человеческого сознания. В рамках субъективного идеализма (который, как и все другие философские подходы, невозможно ни строго ни опровергнуть, ни обосновать), как известно, "нет объекта без субъекта", а следовательно, вопрос истинном знании какого-либо внешнего для человека мира снимается в принципе, по определению.

Вообще говоря, все известные варианты "подступов" к проблеме Истины основаны на выборе исходной концепции без достаточного и общезначимого обоснования такого выбора, то есть все научно-философские подходы, претендующие на постижение Истины (а нe только одна религия), в своей основе опираются на веру - веру в некоторые гносеологические и онтологические принципы, постулаты.