Психология и метафизика ревности

Психология и метафизика ревности

Я долго обдумывал вопрос: является ли ревность всегда только проявлением низменных собственнических чувств? То, что черное дремучее чувство собственности по отношению к человеку, когда он становится не целью, а средством, имеет место и распространено, знает каждый. Вспышка дикой ревности может быть у супруга или любовника к другому супругу или любовнику не только при отсутствии любви, но даже и при неприязни. Причина здесь в собственнических чувствах.

Собственник по психологическому складу яростно защищает свою собственность даже в отношении тех вещей, которые ему вовсе не нужны. Собственник по отношению к человеку (когда он рассматривается не как цель, а как средство), действительно низменная сторона ревности. Низменность этой стороны ревности в том, что один человек несправедливо претендует на ограничение воли другого человека. Действительно, если один человек по своим желаниям и предпочтениям сближается с кем-либо, то почему у третьего покинутого часто наблюдается дикое поведение, вплоть до убийства объекта его ревности? Какое у него право на волю другого человека? Ответ один - такого права у него нет. Есть только чувство собственника по отношению к другому человеку.

В рамках человеческой морали можно обсуждать только право человека на собственность в отношении неодушевленных предметов. В Божественном отношении и это пустое. Вместе с этим ревность присуща каждому человеку, и это заставляет либо признать низменную природу человека, либо попытаться понять ревность в более высоких метафизических измерениях.

Дополнительный материал для таких размышлений дает осознание того, что любящий человек может ревновать, но не должен желать зла тому, кого он любит. Даже ревнуя, он в любом случае должен желать любимому человеку счастья, даже если он от него уходит к другому. Такие случаи редки, но они есть. Я пришел к выводу, что ревность может быть и высоким чувством - трагическим состоянием тоски в связи с сомнением в существовании мировой гармонии и утратой чувства этой гармонии при уходе любимого человека. Такая ревность, если она имеет место в чистом виде, возвышенна и, конечно, не сопровождается какими-либо злыми умыслами или действиями по отношению к любимому.