Любовь и супружество

Любовь и супружество

"Коли тебе богатство дать, ты, пожалуй, и Бога забудешь, пожелай лучше жену мудрую."

Из русской сказки "Мудрая жена" [Афанасьев, 19926, с.80]

Здесь, конечно, я не буду обсуждать вопрос о семье как "ячейке общества". С философской точки зрения следует говорить о метафизике брака. . Митрополит Антоний Сурожский в одной из проповедей говорил, что «будь то монашество, будь то брак - все начинается с того, что мы серьезно, вдумчиво делаем выбор; выбор любви и выбор веры - то, что этому выбору останемся верны навсегда» [Антоний, 2000, с.226]. Вот это событие в мире и является основой для брака и супружества.

Не все религиозные мыслители были сторонниками близости и брака любящих людей. Религиозный экзистенциалист С. Кьеркегор в своей личной жизни любил и был любимым, но отказался от близких отношений с любимой и любящей девушкой ради сохранения вечной любви в своей душе. Эту позицию он выразил образно в сизнаем по опыту, что потребности тела и воления души нами сознательно почти не контролируются: мы не можем задавать норму инстинктивным влечениям, наш разум не в состоянии в значительной степени понять душу и управлять ею. Если оставить вопрос о любви, то "нормальный" брак может держаться на моральных принципах и разуме. В этом смысле близость уровня воспитания, уровня интеллекта и образования выполняют неплохую стабилизирующую функцию. Но все же гармония интеллектов хоть и важна, но заметно более слабый фактор любовной близости людей, чем потаенная и неконтролируемая гармония тела и души.