Слово-Логос тождественно истине

Слово-Логос тождественно истине

Перейдем теперь к анализу философских учений, в которых возможность постижения Истины допускается.

Вначале рассмотрим традиции философской мысли, в которых принимается положение о существовании объективного мира вне и независимо от человеческого сознания: объективный идеализм и материализм.

Наиболее "красиво" проблема обоснования возможности истинности человеческого знания решается (решается, конечно, только в смысле принятия на веру исходных принципов этого учения) в объективном идеализме, то есть в одном из доминирующих направлений истории человеческой мысли. Во всех учениях такого типа онтологизируются формы мышления и человеческие средства выражения знаний: мышление как таковое, Слово-Логос, Идеи или Общие понятия. Мысль, Язык и Речь. При этом уже по определению само по себе Слово, Мысль, Язык несут в себе элементы Истины, поскольку сами они есть составляющие истинного бытия и Абсолюта. Различаются только детали подобных учений: учение о Логосе (Слове), Идеях (Эйдосах); учение о тождестве общих понятий "универсалий" и бытия, разума и бытия; учение об объективной диалектике понятий и абсолютном духе и т.п. (Парменид, Гераклит, Платон, стоики, Августин, средневековые теологи - реалисты, Декарт Гегель и их продолжатели). Характерно известное выражение Гегеля, что "только в понятии истина обладает стихией своего существования".

Несколько слов о Сократе и Платоне. Можно сказать, что онтология Платона - "мир идей" - пристроена .к методологии и гносеологии Сократа. По Сократу, истина находится в человеке, и он своим методом (диалоги, диалектика) способствует рождению или появлению истины в сознании, т.е. учитель раскрывает знание, присущее ученику от рождения, от природы, а не сообщает его. У Платона указан путь происхождения истинного знания в нас - припоминание мира идей, в котором мы находились до рождения в земном мире. В диалоге Платона "Теэтет" Сократ (насколько Сократ, а насколько Платон - нам неизвестно) говорит: "И ясно, что от меня они (ученики - В.К.) ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели и производят его на свет. Повитая (принятия родов, т.е. здесь - открытия знаний -В.К..) же этого виновники Бог и я" [Платон "Теэтет", 150d; Платон, 1993, с.202].

В Священном Писании онтологическая сущность абсолютного идеального начала -"Слова" ("Логоса") - выражена в Евангелии от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" [Ин. 1,1]. Во всех учениях, так или иначе относящихся к объективному идеализму, путь к истине для человека не прост, но главное - открыт, поскольку человек обладает Словом и, следовательно, может постигать истину собственным внутренним созерцанием. Вопрос только в формах такого постижения (в припоминаниях у Платона; в логике, связанной с мировым Логосом, у стоиков; при откровениях в религиозных учениях; в мыслительной деятельности и постижении врожденных идей у Декарта; в диалектической логике понятий как формы самопознания Абсолютного Духа у Гегеля.

Характеризуя всё вышеизложенное в целом, можно сказать, что при принятии онтологического постулата первичности Логоса Слова (мысли, языка, речи и т.п.) вопрос о доступности человеку печной Истины решается сам собой, по определению.