Глава 4. Проблема существующего вне нас, если оно существует

Как мы уже убедились, что есть две безусловные Истины для каждого разумного человека: это то, что "Я есть" и "Нечто есть", обусловливающие философские проблемы, обозначаемые словами "сознание" и "бытие". Обе эти истины и истина разума, и истина чувства одновременно, т.е. это истины, не вызывающие сомнений. У всех философов всех времен и всех народов эти истины всегда в той или иной форме выражаются.

Если опираться только на разумные основания и осознаваемые чувства (истины разума и истины чувства) без опоры на какие-либо! интуиции, мы не сможем сказать ничего более о природе, кроме того, что это совокупность явлений. Другими словами, природе или объективный мир вне нас есть общее понятие, результат целостного рассмотрения всех доступных нам явлений с сознательным исключением из этого понятия его носителя - субъекта, воспринимающего эти явления. Свидетельство этому в том, что с древнейших времен до настоящих дней не переводятся вполне здравомыслящие философы, которые отрицают достоверность существования чего-либо! вне "Я" (солипсизм) или, наоборот, утверждают существовашее в мире не только многих "Я", но и многих высших персон - Богов (политеизм). Есть те, которые отрицают существование высшего разумного Начала (атеизм); есть философы, полагающие, что снова мира есть некая изначально бездушную субстанция (материализм); есть те, которые утверждают, что существует только мир в пределах человеческих восприятий (субъективный идеализм); есть те, ктo, по крайне мере, отрицают возможность достоверного познания внешнего мира (например, в критической философии И. Канта это "вещи в себе"), есть те, кто внешний мир отождествляют со идеям, или эйдосами (объективный идеализм).