Глава 1. Путь к пониманию философии

Для философии как наиболее общей из областей человеческого знания трудности уяснения понятия "философия" - его значения и смысла, или объема и содержания - весьма велики. Есть несколько подходов к познанию любого материального или идеального объекта. Это его непосредственная характеристика как актуального объекта, это изучение его генезиса, его происхождения. И, наконец, это обозначение его границ через рассмотрение взаимосвязей и взаимодействий объекта с другими объектами. Например, для такого идеального объекта, как философия, пограничными объектами будут наука; религия, мифология, искусство. Кроме того, принцип, избираемый учителем (доктором), может быть различным. Это может быть и изложение сугубо авторской позиции, и изложение официальной, т.е. догматической, версии, и нейтральное описание известных учений. В настоящей работе я выбираю, насколько это воз-. можно, непредвзятое изложение философских учений с авторской, конечно, архитектоникой-систематизацией и специально оговариваемой авторской позицией. Такой подход основывается на свободе каждой личности в поисках Пути к Истине. Наша задача - в процессе философствования обеспечить полноту знаний для облегчения ориентации человека в философии и жизни. При изложении какой-либо области знания один из неизбежных подходов - движение от абстрактного к конкретному. Его не миновать, поскольку мы начинаем всегда с наиболее бедного содержанием понятия, например "философия" (или "физика", "социология" и т. д.). Другими словами, принцип восхождения от абстрактного к конкретному по сути -это наполнение значениями и смыслами слов-понятий, составляющих название соответствующей области знания, в данном случае, понятия "философия". При этом чем больше изучается предмет, тем больше конкретных смыслов входят в понятие предмета. Мы можем быть более или менее уверены в точности определения какого-либо понятия, например, "философия", указав наиболее полно его содержание и объем. В таком случае весь материал книги в целом, насыщенный конкретным содержанием, и будет таким достаточно полным и точным определением. Но в начале изучения материала мы (имея в виду незнакомого с философией читателя) не можем, конечно, знать того, что как раз и собираемся изучать. Чтобы избежать этого логико-методолого-герменевтического парадокса, мы вынуждены в начале исходить из наиболее бедного по содержанию и соответственно наиболее абстрактного понятия. Сложно осваивать новую область знания, но изучение философии облегчается тем, что каждый человек с детства задается философскими вопросами и имеет опыт их решения.

Опора на такие естественные вопросы и жизненный опыт каждого - первый путь к усвоению основного смысла понятия "философия". Четыре других пути - это самоопределения философии, т.е. ее краткие дефиниции с опорой на более или менее известные понятия; рассмотрение ее происхождения и анализ пограничных с ней областей; сравнение традиций философской мысли в различных национально-культурно-географических измерениях. Первый путь дает нам приближение к философии как с особой области знания, второй путь дает приблизительное понимание ее собственного содержания, третий путь выявляет генетические признаки философии, четвертый путь очерчивает границы философии в области человеческого знания в целом.

Прежде всего наша задача не ошибиться в начале пути и "войти в нужную дверь". Итак, для постижения смысла понятия "философия" я выбрал пять путей, или пять опор, ведущих к приемлемому достижению одной цели - уяснению основного смысла понятия "философия":

1. Путь с опорой на наши теперешние знания, наш (ваш личный) естественный лексикон, в который слово "философия" уже, конечно, входит.

2. Путь с опорой на явные определения, содержащиеся в известных изречениях и трудах "профессиональных" философов (лучше, конечно, содержащиеся в трудах философов от Бога, от Природы).

3. Путь с опорой на анализ истоков и генезиса философии как особой формы человеческого миропонимания.

4. Путь с опорой на рассмотрение областей философии, пограничных с другими областями человеческого знания: наукой, религией, искусством.

5. Путь рассмотрения традиций философии в пространственно-географических измерениях.

В целом мы ясно видим, что вопрос "Что есть философия?" сам по себе философский вопрос, не имеющий идеального и точного решения, как и все философские вопросы, в чем мы убедимся позднее.