Отличительные черты русской философии

Отличительные черты русской философии

С методологической точки зрения важно сказать, что в культурологическом измерении Россия не есть Запад, не есть Восток, не есть синтез западной и восточной культур, не есть Азия, не есть Европа, не есть Евразия - точка зрения "евразийства". Россия - это целостный феномен своеобразный этнокультуры. Соответственно попытки сведения России к культурам Востока, Запада или вариантам их смешения - упрощенчество и редукционизм.

Восточноевропейская русская философия - философия смысла жизни. Особенность основного вопроса русской философии "В чем смысл жизни человека, русского человека, человечества?" предопределяет ее тяготение к метафизике, эсхатологии и христианству. Русская философия, являясь географически восточноевропейской, все же по стилю ближе западноевропейской философии, нежели к восточной.

Для лучшего осмысления традиций русской философии полезно ее сопоставить с современной североамериканской философией, с которой она различается в наибольшей из всех региональных философских традиций степени. В простом государственном измерении это - философия России и США (далее "русская" и "американская" философии).

Американская философия тяготела и тяготеет к эмпиризму, перенятому преимущественно от островной английской философии, и прагматизму - своему национальному детищу. Здесь я сделаю акцент на преобладающей установке американской философии - эмпиризме. Девиз эмпиризма и прагматизма можно выразить словосочетанием, которое очень часто встречается в современной американской философской литературе и на занятиях по философии в США - это "эмпирический успех" ("empirical success").

Синтетическое понятие, охватывающее эти тенденции для североамериканской философии, - "аналитическая философия". Современная аналитическая философия (как и скептический эмпиризм прошлого) с ее претензиями на строгость, обоснованность, доказательность, с пренебрежением к метафизическим и экзистенциальным проблемам человека - по сути не философия, а синтез формальной логики, семиотики и семантики в "тоге" философии. Претензии аналитической философии на обоснованность разбиваются при уяснении того неоспоримого факта, что асе исходные положения логики (основы основ аналитической философии) есть те же самые постулаты, убеждения, верования, интуиции, что и положения метафизики, так презираемые в сфере "высоконаучной" аналитической философии. В основаниях логики находятся такие же бездоказательные постулаты, как и в метафизике. Если представители аналитической, преимущественно североамериканской, философии говорят, что метафизика умерла, что это вчерашний день философии, то на том же основании можно говорить, что и логика вместе с аналитической философией мертвы.

Позитивистская философия, аналитическая философия, эмпиризм - все это близкие понятия. Философией можно назвать по договоренности что угодно, например логику. Тогда, конечно, все что находится вне проблем и предмета логики, будет не философией. На самом деле, в Северной Америке преобладает не философия, а пограничная область логики и эмпиристской философии. В результате к философии там прежде всего относится только ее боковая ветвь -логико-семантические исследования. Правда, это соответствует идеалу такого авторитета позитивизма, как Б. Рассел, который в философии видел только логику.

Аналитическая философия является, таким образом, "наукой логики", и соответственно из ее предметного поля изымаются проблемы бытия, смысла жизни, конечных судеб человеческого существования. В результате, как в науке, все философское знание подгоняется под принцип соответствия, когда каждый философ, как муравей, добавляет в созданную постройку свою соломинку.

Можно предположить, обратив внимание на цикличность смены проблем философии от рационалистских к экзистенциальным (о циклах развития философии см. особый раздел в книге), что в Северной Америке на смену доминирующей аналитической философии придет пора метафизики. Конечно, все сказанное выше характеризует только общую атмосферу философской мысли Северной Америки. В этом регионе культивируются и философские направления всех возможных видов: и религиозное, и экзистенциальное, и религиозно-экзистенциальное (наподобие русской философии).

Русская философия и русская ментальность в целом ориентированы на поиски смысла жизни, эти поиски чужды позитивистско-прагматическому мышлению Запада. По американскому телевидению показывают сцену, где двое собеседников задают друг другу в разных вариациях вопросы о смысле жизни и все смеются, догадываясь, что это русские.

Нетрудно заметить, что в данном разделе я сделал акцент не столько на конкретной характеристике русской философии и ментальности, сколько на характеристике западной философии позитивистско-эмпиристского толка. Почему? Во-первых, потому, что об общей философии я скажу подробно в разделе: "Что есть философия?". Во-вторых, потому, что философия в атмосфере российской ментальности может быть почувствована непосредственно из контекста специальной части этой работы, посвященной России. Втретьих, потому что, в данном кратком разделе, как мне показалось, лучше более подробно рассказать о том, чем не является русская философия, нежели о том, чем она является.

Учитывая различные традиции русской и американской философии, в том числе расходимость в понимании предмета и метода философии, а также несхожесть стилей философствования, можно сказать, что "диалог" названных двух философских традиций с полным взаимопониманием сторон невозможен. Это можно отнести и вообще к взаимодействию философских традиций различных куль-тур, представляющих различные ментальности.

Возможно взаимное изучение, культурологическая и страноведческая систематизация, но не понимание. В Америке русскую философию считают околофилософской литературой, в России считают аналитическую философию подразделом частного раздела "логические проблемы философии науки". Ориентация на проблемы логики в американской философии - это ориентация на формы интеллектуальной деятельности. При этом упускаются содержательные составляющие интеллекта, а главное, душевная составляющая человека.

Русской философии не свойственна "сухая теория", она стремится осмыслить прежде всего то, что находится вне интеллекта: природу души человека, человека во взаимоотношениях с Богом, смысл жизни, метафизику любви. Словом, русская философия занимается тем, что является основными предметами осмысления философской антропологии, выражая характерную черту российской ментальности.

Главная характеристика, которая должна быть присуща всякой философии, - это свобода мысли. Показательно, что западноевропейская философия возникла в Древней Греции не в ее столичном центре - Афинах, а на периферии: Милетская школа в Малой Азии, Элейская школа и Школа Пифагора в Южной Италии, т.е. в местах, более свободных от давления идеологических, политических, экономических сил.

Здесь просматривается некоторая аналогия с Россией, философская мысль которой оказалась в известной мере более свободной, чем западноевропейская философия с ее господствующим рационализмом и эмпиризмом. Даже стиль, формы выражения русских философов (в данном случае речь не о марксистах) более жизненны и "человекоразмерны", чем сухой стиль рационалистской и позитивистской традиций. На Западе имеет хождение термин "слабая мысль", который часто применяют при характеристике русской философии с ее свободными формами смысловыражения. "Слабая мысль" - это по сути свободная мысль, не принимаемая в рамках традиций философского дискурса педантичного эмпиризма или рационализма, т.е. традиций, принимаемых на Западе за образцы академического, научного стиля. Поэтому, например, не случайно то, что на Западе религиозная философия не почитается многими университетскими профессорами. Способ русского философствования не ориентируется на эту парадигму. Когда душа познает душу, метафизическая и религиозная ориентация необходима, логический формализм нужен менее всего, а позитивистски ориентированный эмпиризм становится методом описания самого несущественного.