Феномен и мудрости

Феномен и мудрости

Наиболее глубокий смысл миропонимания содержится в целостном контексте гениальной книги или целостного опыта человека. В какой-то степени этот путь выражения истины осмыслен Чжуан-Цзы в части, где он говорит о "тишине" Великого Слова [Чжуан-Цзы,1995,с.26]. Это хорошо заметно в диалогах Платона. На первый взгляд, они не завершаются каким-либо привычным нам резюме. Но дело в том, что такое резюме невозможно - основная мысль Платона содержится в целостном диалоге, во всем его контексте, она, можно сказать, выводится вне текста в царство эйдосов.

Другими словами, основная мысль есть целостные и метацелостные свойства всего текста как единого органичного целого, выражающего устами гения "голос природы". В этом смысле труды гениальных мыслителей скорее естественные природные образования, нежели искусственные творения неких субъектов. Гениальные люди говорят голосом природы. Многие глубокие истины невозможно пересказать или высказать кратко, так как у целостного контекста (это может быть боговдохновенный или гениальный контекст книги, или контекст жизненного опыта человека) есть смыслы, которые выразимы только целостным контекстом. Это легко понять по следующей экстраполяции: смысл отдельных слов, составляющих высказывание, не выражает всех смыслов высказывания; смысл отдельных высказываний, составляющих целостный контекст, не выражает всех смыслов целостного контекста. Следовательно, все смыслы, причем наиболее глубинные и важные, содержатся в целостном тексте и не могут быть представлены фрагментами.

В связи с этим гениальные и боговдохновенные тексты могут быть восприняты во всей полноте только при схватывании, восприятии текста как целого. То же самое можно сказать и о «книге» жизни - глубинные смыслы простейших по словесной форме мудростей человек постигает на склоне лет, хотя в словесной оболочке он их знал с детства. Именно поэтому следует десятки раз перечитывать Библию даже при понятности всех без исключения отдельных фрагментов, поскольку при этом происходит постижение истин целостного текста, истин постигаемых, но не выражаемых в форме краткого изложения. Это и есть мудрость.

Поэтому мудрый человек не может передать свою мудрость ученику в форме одних только высказываний известного ему знания - оно невыразимо в слове полностью. При этом мудрый человек всегда человеколюбив и стремится привести к мудрости всех желающих. Как сказано, «...а сокрытая мудрость и сокровище невидимое - какая в них польза?» [Сир. 14,17]. Что же может сделать мудрый человек для этого? Он может очень многое - указать Путь к мудрости, пройдя который, ученик станет мудрым.