Философия как средство просветления ментально – духовной среды

Философия как средство просветления ментально – духовной среды

Сейчас ясно: ренессансная наука не сделала человека счастливым, не спасла наше время от декаданса. Для нашего времени, в начале XXI века, массовыми заблуждениями являются сохраняющаяся еще вера в возможности науки сделать человека счастливым, как наследие эпох Ренессанса и Просвещения, и пристрастие людей к наркотикам души и тела как выражение кризиса технологического общества.

В свое время Фридрих Ницше в работе "Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей" перечислил характерные признаки декаданса: порочность, болезненность, преступность, истерия, ослабление воли, алкоголизм, пессимизм, распутство (также и духовное), клевета, сомнение во всем. Можно добавить к этому, что востребованность астрологов, экстрасенсов, колдунов, псевдопророков с их сектами - проявления своеобразного декаданса в интеллектуально-духовной атмосфере нынешнего общества.

Философия, наука и мировые религии позволяют сформировать у людей полезный скептицизм по отношению к размножающимся звездочетам-астрологам, экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Философия - это свечение интеллектуально-культурной атмосферы, пронизывающей всю историю человечества. Это важно и интересно Человеку, всегда тяготеющему к философским размышлениям о мироустройстве, смысле жизни, приоритетах духовных ценностей.

Введение нового прежде всего должно совмещаться с выделением, утверждением и укреплением лучших традиций. В этом случае удается следовать классическим проверенным образцам, которые дает нам философия как всеохватывающая и наиболее "человекоразмерная" научная дисциплина. Это позволяет избавить людей от влияния эзотерической мути, учений псевдопророков, экстрасенсов и прочих "лекарей душ", ведущих, как правило, к декадансу, а не к расцвету.

Философствование само по себе, даже без какого-либо решения философской проблемы, есть движение человека к истине и тем самым большее приближение к ней, чем нефилософствование. Другими словами, просто нахождение в атмосфере философской мысли живительная атмосфера для человека.

Философия с ее центральной проблемой "Что есть человек?" помогает человеку "познать самого себя" и через это "быть самим собой". При "познании самого себя" Человек обретает возможность "быть самим собой", а значит, и способность выполнять свою миссию, осознать смысл жизни, достойно "нести свой крест", совершать Поступок по ту сторону обывательского здравого смысла, обрести (наконец !) природную способность к Любви.

Философия позволяет обрести точку зрения на мир; что дает правильное отношение к жизни. Правильное в смысле согласования и гармонии между природой человека и мира в целом. Это здоровый и естественный путь для тела и души человека, поскольку выбранное с помощью философии мировоззрение имеет онтологические основы. Обретение верного взгляда на мир (в первую очередь это отношение к миру, чувство мира, а не только то, что мы буквально видим или представляем) является лучшей терапией для человека. Все остальные методы "лечения" души: психоанализ, разнообразные "психотренинг", гипноз, кодирование и манипулирование, так называемое "экстрасенсорное воздействие", заговоры, колдовство чаще всего вызывают такие перестройки сознания и содержания подсознания, что это приводит в лучшем случае к быстрой потере эффекта, а в худшем - к ущербности души и тела.

Философия есть путь познания "самого себя" человечеством в его духовном движении от мира, каков он есть, к миру, каким он должен быть. Философия позволяет преодолеть обезличенность интерсубъективного научного знания, утопающего в информации, где ученость в виде суммы знаний прощается с мудростью. Все большая человекоразмерность научного знания, поскольку "Человек есть мера всех вещей" - и это безусловно так, - приводит к синтезу в одно личное целое философских, культурологических и научно-технических знаний в едином образовательном интеллектуально-духовном пространстве.

Это позволяет говорить о наступлении в XXI веке второго Рессанса, отличающегося от первого познанием преимущественно человека в мире, а мира в человеке.