Что делать для сохранения ментально-духовной среды человека?

Что делать для сохранения ментально-духовной среды человека?

Есть природная среда обитания человека, но она не главная для него. Есть социальная среда обитания человека, но она не главная для него. Есть информационная среда обитания человека, но она не главная для него.

При этом есть явления в истории духовной культуры человечества, которые должны быть. Должны быть как сущее, являющее должное.

Симфонический оркестр должен существовать и исполнять классическую музыку, если даже нет ни одного слушателя. Художник с одаренностью гения должен писать картины, если даже нет ни одного ценителя или даже созерцателя его творчества. Музеи как воплощение исторической памяти должен готовить экспозиции, если даже в его залах сидят одинокие смотрители и в них не заходит ни один посетитель.

Все эти явления культуры - суть выражения ипостасей души человечества. Без них общество превращается в цивилизационно-технократический механизм. Прагматические критерии: наполняемость, посещаемость, окупаемость - годны только для современного масс-культурного шоу-бизнеса.

Обратимся к феномену «Homo sapiens» - это человек социальный, интеллектуальный, душевный, телесный.

Социально-интеллектуальная составляющая человека реализуется при его прямой профессиональной деятельности в институтах науки и образования: академиях, исследовательских центрах, университетах, в творческих процессах выпечки пирожков и пошиве одежды.

Телесно-душевная составляющая человека реализуется в мягкой постели, на солнечном пляже, на утренней рыбалке.

Интеллектуально-душевная составляющая человека находит место реализации в концертном зале, историческом музее, картинной галерее.

Душа человека находит свое место в местах духовной жизни, даже если он там никогда не был. Я это знаю по себе - в Казани много мест, где я не был или бываю редко, но я чувствую их присутствие в моей жизни именно в каждый момент, а не просто в смысле возможного посещения.. Важно, что эти места есть. Это так же, как, например, мы можем находиться в душевном единстве с близким человеком, если даже он на другом конце света и вестей от него нет. Но если мы вдруг узнаем, что его не стало, а это можно ощутить и без специальных известий, мы сиротеем.

В связи со сказанным я берусь высказать философские основоположения концепции духовных центров и учреждений.

1. Они есть сущее, воплощающее должное в онтологии культуры.

2. Они есть места органичного единства интеллектуальной и душевной ипостасей человека.

3. Они должны существовать вне зависимости от каких-либо внешних и внутренних, объективных и субъективных, материальных и идеальных факторов

Это минимальное и необходимое условие сохранения благоприятной для человека ментально-духовной среды.