Часть 4. Анализ философского мышления в трудах великих философов

В данном разделе я проанализирую пути философского мышления на материале оригинальных работ ряда выдающихся философов.

Цель этого раздела — продемонстрировать в результате контекстуального анализа первоисточников особенности философского мышления, разнообразие принципов аргументации различных философов.

В существующей учебной литературе таких разделов нет. Это новый подход к построению учебного пособия по философии.

Специально подчеркну, что выборка философских трудов не произведена только по принципу отбора наиболее великих работ, она не произведена и по принципу моих личных пристрастий. Выбор работ для анализа в этой части определен стремлением проиллюстрировать различные стили философствования, или различные типы философского дискурса, более того, некоторые работы взяты как пример не столь значимых — по моему, конечно, мнению, — но показательных в отношении к поставленной задаче — показа разнообразия стилей философствования.

Можно сказать, в какой-то степени этот раздел возрождает такой распространенный в средневековье жанр философских работ, как комментирование. В средневековой философии особенно много комментировались труды Аристотеля. В бывшем СССР также было написано много работ с комментариями Маркса, Энгельса и Ленина. Отличие же данного раздела как от средневекового комментирования, так и от комментирования в бывшем СССР в том, что данный анализ не ориентирован какой-то идеологией.

Здесь важно также иметь в виду, что полный, хороший комментарий труда великого мыслителя по объему всегда больше комментируемого произведения. В силу этого обстоятельства мои комментарии, конечно, неполные, но и таких нет в известных мне учебных изданиях по философии.

Здесь я еще раз подчеркну, что главная моя цель — это демонстрация философского мышления, т.е. цель пропедевтическая, учебная.

Замечу также, что в силу того, что мы не располагаем авторскими письменными документами самых ранних философов (либо потому, что они до нас не дошли, как, например, труды Пифагора; либо потому, что их не было совсем, как, например, у Сократа), естественно, не может быть и речи о контекстуальном анализе. То есть здесь нужно учитывать, что анализ и демонстрация философского мышления невозможны без авторского текста; воспоминаний и пересказов для этого недостаточно. Но даже когда доступен авторский текст, то нужно отдавать себе отчет в том, что перед нами готовый, обработанный мыслительный материал, и интимные процессы философствования, происходившие до написания философского труда, относятся уже к области «метафизики истории философии», т.е. к области за пределами нашего возможного опыта, т.е. вне доступного нам эмпирического материала истории философии.

Данная часть предназначена для студентов, действительно интересующихся вопросом, что же такое философствование, но, смею надеяться, она будет интересна и профессиональным философам как один из подходов в познании философского мышления в контексте истории философии.