Глава 1. Истина как конечная цель, или смысл жизни, Homo Sapiens

Становясь на эту экзистенциальную точку зрения, убеждаешься, что в возможность постижения Истины нужно верить, чтобы жить. Как писал Томас Карлейль: «Бедная природа человеческая! Разве движение человека вперед по пути истины не представляет собой падение за падением? Иначе и быть не может. В дикой жизненной стихии борется он, пробиваясь вперед; он падает, и падает глубоко, — все снова и снова должен он со слезами и раскаянием, с обливающимся кровью сердцем вставать на ноги и продолжать борьбу. Лишь бы эта борьба велась с верностью и несокрушимым упорством: в этом вся суть (читай — составляющая смысла жизни, ее цель. — В.К.)» [Карлейль, 1994, с.323].

Значимость для человека вопроса об истине и вечность этого вопроса обусловливают важнейшую функцию проблемы «Что есть истина?» как источника вечного интеллектуального движения человечества по обеспечению потребностей человеческой души. Удел философии — находиться в круговороте этого движения. Рассмотрим этот круговорот.