Глава 5. Причинность в природе как метафизический вопрос

Несмотря на большое разнообразие литературы по проблеме причинности, а может быть, как раз поэтому, я обозначу только свою точку зрения на этот вопрос, не заняв и одной печатной страницы. Тем, кто хочет достаточно глубоко вникнуть в проблему причинности, советую внимательно почитать Аристотеля, Декарта и Юма.

 

Метафизика причинности в природе

Позитивные науки не вырабатывают знания о мире, выводящего нас из царства необходимости. С позиции естествознания, все происходит согласно некоторым неизменным законам природы, тогда нет никакой разницы (в смысле первичной обусловленности чего-либо чем-либо) между событиями прошлого, настоящего и будущего. Весь мир неизменен в едином четырехмерном континууме пространства—времени. В этом мире нет места ни причинности, ни свободе воли.

Здесь задумаемся... Причиной мы в таком мире можем считать только то, что порождает в нем нечто, не входящее в заданность этого неизменного четырехмерного мира. Но такой причиной могут быть только существа, обладающие сверхприродной свободой воли, а такими существами являются только Бог и человек (для атеистов, конечно, только человек). Таким образом, причина происхождения мира — это Бог, и причина вечной жизни и воздаяния человеку по делам его — это Бог, но причина происхождения «Джоконды» — это уже и Леонардо да Винчи, и, конечно, для верующих — это и вдохновляющий, благословляющий Бог.

Примечание. Не следует путать причину и условия ее; например, картину не напишешь без красок, кроме как в сознании художника.

 

Причинность — это творчество
свободных существ

В целом можно, на мой взгляд, сказать: если есть причинность в мире — то это только акты сверхприродного свободного творчества, а то, что «причинностью» называют в позитивных науках, есть просто последовательное изменение вещей и событий во времени согласно неизменным законам природы.