Глава 1. Проблема существующего вне нас, если оно существует, и основные течения философской мысли

Как мы уже убедились, есть две безусловные истины для каждого разумного человека: это то, что «Я есть» и «Нечто есть», обусловливающие все философские проблемы, связанные в первую очередь с понятиями «сознание» и «бытие».

Обе эти истины — и истины разума, и истины чувства одновременно, т.е. это истины, не вызывающие сомнений. Если опираться только на разумные основания и осознаваемые чувства (истины разума и истины чувства) без опоры на какие-либо интуиции, мы не сможем сказать ничего более о природе, кроме того, что это совокупность явлений.

Другими словами, природа, или объективный мир вне нас есть общее понятие, результат целостного рассмотрения всех доступных нам явлений с сознательным исключением из этого понятия его носителя — субъекта, воспринимающего эти явления. Свидетельство этому в том, что с древнейших времен до настоящих дней не переводятся вполне здравомыслящие философы, которые отрицают достоверность существования чего-либо вне «Я» (солипсизм) или, наоборот, утверждают существование в мире не только многих «Я», но и многих высших персон — богов (политеизм). Есть те, кто отрицает существование высшего разумного Начала (атеизм); есть философы, полагающие, что основа мира есть некая изначально бездушная субстанция (материализм); есть те, кто утверждает, что существует только мир в пределах человеческих восприятий (субъективный идеализм); есть те, кто, по крайне мере, отрицает возможность достоверного познания внешнего мира (например, в критической философии И.Канта это «вещи в себе»); есть те, кто внешний мир отождествляет с идеями, или эйдосами (объективный идеализм).

 

Возможно ли существование мира
вне человеческого «Я»?

Приведу наиболее убедительные, на мой взгляд, обоснования существования принципиально значимых объектов внешнего мира.

Так, наша убежденность в существовании не только «Я», но и «Ты» в наиболее полной степени утверждается в состоянии любви. Когда мы любим, никто не переубедит нас в том, что есть другое «Я» (т.е. «Ты»). Таким образом, утверждение о существовании «Ты» — это истина чувства, а не разума.

Наша убежденность в существовании Высшей персоны — Бога («высшего Ты») основана в первую очередь на осознании морального закона внутри нас (именно таким образом И.Кант преодолел метафизическую проблему обоснования бытия Бога в своей «Критике практического разума»). Моральный закон внутри нас (или совесть), основы которого мы способны осознавать без систематического воспитания, есть аргумент одновременно для обоснования существования Бога и других «Я» одного с нами рода.

Кроме того, существенный аргумент существования Высшей персоны — Слово, т.е. Логос, или общие понятия нашего языка, которые не могут быть простым результатом неких обобщений нашего человеческого ограниченного опыта, опыта единичных ощущений, восприятий, представлений.

В свою очередь, моральный закон не будет иметь никакого смысла, если нет у человека свободы воли. Следовательно, с осознанием морального закона внутри нас мы приходим к еще одной метафизической проблеме, обозначаемой понятием «свобода воли».

Далее человек ставит вопрос «Почему я есть?», тем самым обозначая проблему смысла жизни. Вопрос «Почему?» исключительно экзистенциальный и одновременно метафизический, происхождение его внутри нашего сознания не может быть объяснено (так же как наличие целесообразности в мире), поскольку этот вопрос проистекает из самой сущности, или природы человека (в данном случае «природа» в смысле сущности вещи).

Можно сказать, что вопрос о смысле жизни так же, как, например, и свобода воли, дарованы человеку от природы. С религиозной точки зрения они дарованы Высшим Началом — Богом — Логосом, сотворившим человека.

 

Возможно ли существование мира
без человеческого «Я»?

С научно-философской точки зрения не обоснованно утверждать, что мир без человека существует.

Приведу аргументы.

1. С гносеологической точки зрения тезисы «мир вне меня существует» и «мир вне меня не существует» невозможно ни однозначно опровергнуть, ни однозначно обосновать.

2. Категории «бытие» и «существование» — это человеческие общие понятия, и следовательно, понятия «бытие» или «существование» чего бы то ни было, в данном случае мира (Вселенной, природы), без человека в нем не имеют смысла. Без человека такие понятия просто физически и помыслить, и высказывать некому.

3. Бог сотворил мир для человека, и согласно христианской эсхатологии (это есть и в мусульманской эсхатологии, и других религиозных учениях) будет и конец мира, который наступит вместе с концом истории земного человечества. Хотя в актах творения мира Богом человек был сотворен не сразу, но главное, что весь мир творился для человека; и как только после Второго Пришествия и Страшного Суда не станет живых людей на Земле и где бы то ни было в посюстороннем мире, так и не станет мира вместе с ними.

Совокупность трех аргументов создает перевес в пользу утверждения о невозможности существования мира, или Вселенной, без человека.