Глава 5. Что нового в философии ХХ века?

Выскажусь о философии ХХ в. кратко и гротескно. Главное событие в истории философии ХХ в. — это то, что философия во многих доктринах, особенно в вариантах английской и североамериканской философии, была сведена практически полностью к логике и тем самым высушена до неузнаваемости.

Такую хрупкую сухую «философию» во второй половине ХХ в. разровнял, как катком, постмодернизм. В результате сейчас мы можем только зарядиться оптимизмом и ждать чего-то нового и хорошего в философии XXI и последующих веков.

 

Континентальная метафизика
и североамериканская аналитическая философия

Тяготение к проблемам метафизики и экзистенциальным проблемам, т.е. к коренным проблемам человеческого познания мира и существования, — характерная черта европейской философской традиции. Англо-американская философия тяготела и тяготеет к эмпиризму, позитивизму и прагматизму. Синтетическое понятие, охватывающее эти характерные для североамериканской философии тенденции, — «аналитическая философия».

Современная аналитическая философия с ее претензиями на строгость, обоснованность, доказательность, с пренебрежением к метафизическим и экзистенциальным проблемам человека — по сути, не философия, а бессодержательная формальная логика, семиотика и семантика в одеяниях философии. Все претензии аналитической философии на обоснованность разбиваются при простом уяснении того неоспоримого факта, что все исходные положения логики (основы основ аналитической философии) есть те же самые постулаты, убеждения, верования, интуиции и т.п., что и положения метафизики, так презираемые в сфере «высоконаучной» аналитической философии. В целом можно приветствовать героические усилия философствующих логиков (Рассел, Витгенштейн, Карнап, Куайн и др.) по поиску фундаментальных (инвариантных, общезначимых, непротиворечивых и т.п.) оснований научного знания, но они, однако, не увенчались успехом.

 

Постмодернизм и постструктурализм

Для понимания философии постмодернизма (Бодрийяр, Деррида, Делез и др.) достаточно внимательно изучить философию античных киников или вспомнить русскую поговорку, которую высказывают в отношении к неорганизованной болтовне какого-либо человека: «Мели Емеля — твоя неделя». Современные идеи постмодернистов по своей сути повторяют идеи киников. Оба философских течения отражают эпоху перемен и выражаются в нарушении классических норм философствования; оба философских течения обречены на короткий исторический срок переориентации направлений человеческой мысли от сухого академизма и рационализма к философии, тяготеющей к антропологии. Коренная фальшь философских учений постмодернистов видна по явному и простому факту – постмодернисты выражают свои идеи на вполне понятном классическом языке в том числе, конечно, опираясь на так ими нелюбимые бинарные оппозиции: истинное и ложное, старое и новое, прошлое и будущее, жизнь и смерть, констркция и деконструкция, определенное и неопределенное, истинное и ложное, наконец, черное и белое. А ведь если бы постмодернисты были последовательны, то и их философские трактаты должны бы представлять тарабарщину.

Замечу, что хороший критический анализ постмодерниз, как философии потерявшей человека, дан В.А.Кутыревым [Кутырев, 2005].

 

Философия и гендер

Гендерные исследования — интердисциплинарная сфера взаимодействия многих естественных, общественных и гуманитарных наук, в том числе — и в особенности — при участии философии. Во многих разделах гендерные исследования вышли на уровень высокого академизма, а во мно-гих — остаются на уровне популизма и политической конъюнктуры или просто научной моды.

«Пол» — понятие биологическое, а «гендер» — понятие социобиологическое и социокультурное. Разделение по половому признаку в реальной общественной жизни определяется установившимися сценариями маскулинного и феминного образов личности.

Понятия, входящие в концептуальный каркас гендерных исследований: «гендерная роль» — как жизнь по сценарию социума; «гендерная система» — система социокультурных факторов, задающая актуальные смыслы понятий «мужчина» и «женщина», «мужское» и «женское»; «гендерная стратификация» — часть общей социальной стратификации; «социальное конструирование гендера» — сознательное влияние на социальные детерминанты смыслами понятий «мужчина» и «женщина» и их ролевыми установками; «гендерная идентичность и идентификация» — феминное и маскулинное сознание и самосознание. В современной интеллектуальной культуре и культуре в целом наибольшее развитие получил феминизм, в том числе и феминистская философия.

 

«Философия гвоздей и шурупов»

Можно отметить мельчание философии как в смысле интеллектуального уровня, так и в смысле сужения предмета философствования, начавшееся во второй половине XIX в. и продолжившееся в ХХ в. Сейчас, например, не редкость такие работы, как «Философия техники», «Экологическая философия», а в центральном журнале «Вопросы философии» недавно появились серьезные публикации под заголовком «Философия денег» и «Философия и теннис». Такие частные «философии» — характерное явление современной философии. Подчеркну, что я не против такой тематизации и лишь констатирую ситуацию, у меня самого в моих трудах есть разделы с названиями «Философия детства и старости» или «Философия Internet». С одной стороны, это явление отражает мельчание философии, с другой — распространение ареала философии на периферийные и(или) новые области человеческого существования, еще не вполне философски осмысленные. Если же тенденция сужения предмета философствования продолжится, то вполне закономерно появление такой, например, работы, как «Философия шурупов и гвоздей».

 

Философия науки

Наиболее заметный вклад во всемирную историю философии в ХХ в. был внесен, конечно, философией, логикой и методологией науки. Философия науки — здоровое и продуктивное направление в философии ХХ в.