Глава 4. Состояние и приоритеты современной философии

Подведем итоги анализа истории философии и выделим инвариантные, незыблемые ее приоритеты в системе всех форм и специфических путей познания мира человеком. Начнем с метафизики как первой философии. Действительно ли она уже давно не первая философия или более того — умерла?

 

Судьбы онтологии и метафизики
в послекантовский период

Продолжим разговор о судьбе метафизики в послекантовский период, включающий в этом контексте и нашу современность. Следующие за трудами Канта, метафизические по сути, труды — «Наукоучение» Фихте и «Наука логики» Гегеля с их интуициями о трансцендентных (метафизических) «Абсолютном Я» и «Абсолютном Духе», несмотря на претензию быть научными, что явствует уже из авторских названий, — не стали научными онтологиями по названным выше критериям классической ренессансной науки.

Таким образом, начиная с Канта, т.е. с XVIII в. и особенно со второй половины XIX в., после Фихте и Гегеля критически мыслящим людям стало ясно, что философия не решила своих коренных метафизических проблем и не ответила на фундаментальные метафизические вопросы так, чтобы были найдены решения, удовлетворяющие всех или большинство представителей научно-философского сообщества и образованных людей в целом.

Можно сказать, что Кант подрезал крылья философам и вывел их философские учения из системы научного знания. За своим философским учением Кант оставил скромный статус преднаучного, т.е. не позитивного, а пока еще только критического знания. Попытки Фихте, который претендовал на разработку фундамента кантовского учения, и Гегеля, который претендовал на его фундаментальное развитие, представляли истинные научно обоснованные онтологии только по оценкам своих создателей и их прямых последователей.

Замечу здесь, что я как преподаватель философии при изложении философских онтологий в разделах истории философии испытываю некоторую неловкость перед студентами, осознавая, что излагаю им не что иное, как отсебятину философов, т.е. созданное на основе их личных предпочтений.

Изучая становление человеческого познания мира, убеждаемся, что все философские онтологии — это плод творческого воображения философов. Все они включают в свое осознание только одно истинное основоположение, высказанное Парменидом, что «бытие есть, а небытия нет».

Все остальное исторически устойчивое и доказательное знание о мире вне нас привнесено прежде всего естествознанием, а также и религиозными учениями, прежде всего христианством (действительно христианская онтология не есть чистая метафизика: земная жизнь Иисуса Христа и чудеса, творимые Им, особенно чудо Его Воскресения, являются предметом не только религиозной догматики и философской метафизики, но и, например, исторической науки).

Итак, история чистой философии началась с умозрительной метафизики элейской школы. Параллельно с этим сформировалась натурфилософия милетской школы как прообраз будущего естествознания. Философия в целом в ходе своего исторического развития породила естествознание, которое к XIX в. завоевало все приоритеты в области знания о мире в пределах человеческого опыта. В результате умозрительная, т.е. рациональная, метафизика осталась единственной приоритетной областью чистой (т.е. независимой от других областей знания) философии.

С долей гротеска можно сказать, что философия ценна своей гносеологией и методологией, а естествознание — своей онтологией. Особенно явно это обозначилось после трудов Канта. Вся онтология кантовской «Критики чистого разума» выражается одним высказыванием: есть вещи сами по себе, но они непознаваемы. Поэтому не случайно Кант утверждал, что нельзя научить философии, но можно научить философствовать. Философствование — это метод (в буквальном переводе с греческого — путь) познания. Философия как учение — это догма, т.е. результат познания, который в философских системах по преимуществу и есть онтология.

В силу этого мысль Канта для естествознания, и вообще для позитивных наук, я полагаю, должна быть выражена наоборот: можно научить естествознанию, но невозможно научить естественнонаучному познанию. Проще говоря, естествоиспытателя на кабинетном уровне не воспитаешь.

Основатель позитивизма Огюст Конт подвел черту под критикой философской онтологии, провозгласив, что «наука (в данном контексте — это позитивные науки ренессансного типа) — сама по себе философия». Мысль Конта для прояснения ее сути можно перефразировать и выразить словами: «наука — сама по себе наука, без философии». Для Конта вся философия — это метафизика, а метафизика — это не только ненаучное, но и архаичное знание.

Здесь надо внести уточнения. Позитивизм, в явном виде порожденный Контом (его элементы можно найти уже у Аристотеля), с его последующими разновидностями — неопозитивизмом, логическим позитивизмом, аналитической философией — это прежде всего корпус наук, относящихся к сферам логики, семиотики и методологии эмпиризма. Не обсуждая хорошо известные взлеты и падения этого направления, можно сказать, что все это не философия, хотя институционально (название учебных подразделений, печатных изданий, названий конференций) труды позитивистов причисляются к философии. Другими словами, если сказать, что позитивизм есть одна из наук ренессансного типа, то получится, что метафизика — это философия.

Своеобразный протест против тоталитарной власти ренессансной науки, которая читает только книгу природы, написанную языком математики, высказал Гуссерль в труде «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». По убеждению Гуссерля, в природе есть многое, что не входит в традиционную предметную область европейской (т.е. ренессансной) науки. Пафос этой работы приблизительно такой же, что и в словах Гете: «Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет».

Здесь, я думаю, можно высказать важную для истории человеческого познания мира мысль: автономной и приоритетной областью чистой философии начиная с XIX в. осталась только метафизика. Но это совсем не плохо! По сути, философия сохранилась в трех своих незыблемых ипостасях: как свободное критическое мышление, как рефлексивное мышление и метадисциплинарное знание, как метафизика.

Еще раз поясню, что в данном контексте термин «чистая философия» обозначает философию, которая жива сама по себе, без связи с другими областями знания.

В итоге получилось, что во всем историческом развороте неуничтожимой, инвариантом философской мысли оказалась самая сомнительная с научной точки зрения область познания мира — метафизика.

Философия как метафизика может давать ответ на вопрос «Что есть истина?» в виде высказывания вариантов истинного знания о мире или анализа критериев истины, но философская метафизика не может владеть истиной с доказательной достоверностью (что обстоятельно рассмотрено Кантом).

После звонкого шлепка, полученного философией от Канта, и несостоятельности претензий Фихте и Гегеля невозможно представить философию как науку наук с онтологией, которой по зубам исследование природы, т.е. предмета естественных наук (со второй половины XIX в.). Философы засуетились и стали разными путями искать онтологические основания философии. Существенно, что все предложенные основоположения были метафизическими и в них не было претензий на познание природы в предметной области, занятой естественными науками, — иррациональная воля у Шопенгауэра, жизненная сила у Ницше, божественная вечность в соприкосновении с человеческой экзистенцией у Кьеркегора.

Здесь я вернусь к моему замечанию, что суверенность философии в пределах метафизики не так уж плоха. Действительно, если долгое время философская онтология претендовала на познание практически всех вещей вне нашего сознания и была вытеснена естествознанием, то философская метафизика, претендующая на постижение вещей за пределами возможного опыта человека рациональным путем, не имеет конкурентов. Предмет философской метафизики не входит в предметную область позитивных наук, а ее метод — рационализм расходится с метафизическими учениями, создаваемыми на основании иррационально-мистических путей получения знания.

Областей современной метафизики немало: первоначало Вселенной («звездное небо надо мной»); природа свободной воли человека, а вместе с этим природа добра и зла («моральный закон в нас»); вечность, жизнь в вечности и Бог; всеохватывающая целесообразность и природа прекрасного; феномен жизни и человека во взаимосвязи ипостасей — тело, душа, интеллект и дух, сознание и «Я»; конечные судьбы мира, человечества и смысл жизни. Поскольку философская метафизика должна строиться на рациональной основе, то в сфере рациональной методологии она может строить только возможные миры и предлагать возможные варианты решения проблем.

Современный метафизик-философ в отличие от своих предшественников не должен фанатично верить в конечную истинность своих доктрин, но это не означает ни впадания в релятивизм, ни выражения идей постмодернизма. Это выражает не более чем «знание о незнании», т.е. неопределенность человеческого знания в каких-то областях познания мира. Думаю, хороший пример — соотношение неопределенностей в физике микромира, которое входит в фундамент физики и не есть выражение релятивизма в смысле общей гносеологической установки. Философ-метафизик — это чистый рационалист, который предлагает высшие гипотезы о мироустройстве за пределами человеческого опыта и сознает в отличие от коллег — метафизиков прошлого, что его чисто теоретическая система, как и разделы чистой математики, может соответствовать эмпирическому миру, а может — и не соответствовать.

В системе человеческого знания присутствует метафизика как продукт чистого рационализма, которую можно назвать рациональной, или, как обычно принято, умозрительной, или спекулятивной.

Повторю, что следует различать рациональную научно-философскую и мистическую фантастико-изотерическую метафизику. Рациональная метафизика строится на основоположениях-постулатах как система в рамках канонов логико-философского дискурса. Мистическая метафизика строится как описание интуиций, видений, прозрений. Чаще всего такая метафизика по сути есть некритическая фантастическая метафизика, т.е. так называемые мистики не проникают в тайны природы, а выдумывают их, например Беме, Сведенборг, Блаватская.

Можно сказать и так: философская метафизика есть своеобразный жанр рационализированного литературного творчества, в котором выражается романтическая устремленность человека к запредельному. Такой жанр имеет право на существование во все времена, пока жив человек, так же как и любовная лирика.

 

Незыблемые приоритеты философии:
метафизика, методология науки
и школа свободного критического мышления

Выше обсуждался принципиальный вопрос «Что есть философия?» в историческом развороте. Кроме метафизики у современной философии, конечно, есть много частных, но приоритетных областей, изучая которые философы могут честно зарабатывать средства на хлеб насущный. Это практически все сферы общенаучного и метадисциплинарного знания: методология науки; природа научного знания; взаимосвязь философии, науки и религии; природа языка; феномен творчества в изящных искусствах и технике и т.д.

Философия незаменима как основа формирования общенаучной методологии, которая, в свою очередь, является основой методологии частных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В области общенаучной методологии не работают ни физики, ни химики, ни историки, ни филологи, ни социологи и т.д. Без философского анализа феномена «наука» во взаимосвязях и взаимодействиях составляющих ее дисциплин, осложненных к тому же их историческими коллизиями, не было бы ни одного человека в мире, который бы смог хоть как-то понять, что такое наука.

Мы можем, например, без труда представить себе культуролога-гуманитария, который довольно успешно изучает науку как феномен культуры по работам в области философии науки, но нам трудно представить успешную работу такого специалиста, если ему для изучения доступны только такие, например, как «Математические начала натуральной философии» Ньютона или «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейна, — пусть эпохальные, но конкретные научные труды.

В целом современная ситуация в области научно-философского познания мира характеризуется следующим.

● Традиционная философская онтология с ее претензией описывать мироустройство таким, каково оно есть на самом деле во всех его основных областях, стала увядать с зарождением ренессансной науки.

● Рациональная (умозрительная, спекулятивная) метафизика присутствует и в философском, и в естественнонаучном знании. Например, «Монадология» Лейбница в философии и постулат о постоянстве скорости света во всех системах отсчета в физике.

● Рациональная метафизика — это знание, объективность (истинность) которого недоказуема. Такое знание может приниматься как несущее в себе истину, если Слову (языку) придается онтологический статус и провозглашается тождество бытия и мышления. Такой статус не находит абсолютно строгих эмпирико-рационалистских доказательств и соответственно может быть только постулатом или убеждением, т.е. верой в его истинность.

● Рациональная метафизика в философии создается как сложнейшая понятийная система, и ее ценность для человеческого познания мира заключается не только в том, что она представляет возможный мир за пределами возможного опыта, но и в том, что она являет искусство построения понятийных систем, принципы которого в форме методологии обогащают науки, которые познают мир в пределах возможного опыта.

● Эмпирические исследования раскрывают перед человеком мир явлений. Конечные знания, вырабатываемые в результате эмпирико-рационалистской познавательной деятельности, могут претендовать на истину, т.е. объективность знания, если только принять метафизический постулат Гегеля, что явление существенно, а сущность является, и отвергнуть альтернативный метафизический постулат Канта о непознаваемости вещей самих по себе. Поскольку постулат — это метафизическое положение, то в любом случае утверждение, что естество-знание несет в себе истину, метафизично.

●Эмпирико-рационалистское естественнонаучное знание получило в научном сообществе приоритет по отношению к рационально-метафизическому знанию в сфере познания тех объектов, для которых возможно проведение экспериментальных исследований и их математическое описание в теоретическом знании.

● Теизм и атеистический материализм — метафизические постулаты. При этом во Вселенной с такой сложностью, как человеческий разум, больше оснований для принятия первого постулата, даже если основываться не на религиозно-догматических, а только на рационально-эмпирических и логико-методологических критериях предпочтения.

В итоге можно так предельно кратко охарактеризовать место философии в современной культуре:

1) философия сохраняет приоритет носительницы свободного и критического мышления, которое необходимо во всех сферах научного познания мира;

2) независимой самостоятельной областью чистой философии является рациональная метафизика;

3) только философская метафизика и религиозные учения дают всеобщие и необходимые основания морали; позитивные науки бессильны в деле обоснования необходимости нравственных действий человека;

4) наиболее крупными областями, пограничными с философией, является философия науки и методология науки;

5) философия как своеобразный жанр литературы показывает различные типы человеческого мышления, и в этом состоит ее дополнительная общекультурная ценность и значимость для исследований истории ментальностей эпох и народов, в том числе и нашего времени.

Перечислю теперь в совокупности характерные черты культуры нашего времени, свидетельствующие о важной роли философии в жизни человека и общества:

● новый, третий глобальный антропологический поворот в философии;

●увеличение «человекоразмерности» научных знаний, в том числе и в естествознании («постнеклассическая наука»), при все более явном осознании пределов познания мира и человека в рамках традиционной ренессансной науки;

● резкое возрастание роли этических учений во всех сферах человеческой деятельности (экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика, этика ученых и т.п.);

● возрастание значимости философско-методологических концепций при решении политических, экономических, социальных, национально-этнических, экологических и тому подобных проблем в силу исследования все более и более сложных систем;

● необходимость опоры на системообразующее и предельно общее знание (философию) при решении современных интердисциплинарных проблем;

● разработка методологии познавательной деятельности в естествознании, технике, социальных и гуманитарных науках;

● необходимость воспроизведения и осмысления вновь и вновь вечных вопросов человека: происхождение Вселенной и жизни; природа свободы воли; добро и зло; смысл жизни; прекрасное и безобразное; эсхатологическая проблема;

● возрастание роли философской герменевтики в связи с процессами утраты идеалов ренессансной науки (с ее стремлением к новому знанию) и важностью для нашего времени постижения вечных истин (о благе, добре, зле, метафизических путях к Истине) в текстах прошлого;

● противопоставление (борьба) классического философского знания и затемняющих ум и калечащих душу учений разнообразных псевдопророков, прорицателей, шарлатанствующих мистиков;

● духовное объединение людей общими философскими (наиболее общими для человека) идеями в условиях географической, экономической, политической, национально-этнической разобщенности и противоречий;

● грядущая несостоятельность так называемого информационного общества ввиду опасности для человеческого существования все большего переноса активности из сферы «человек-человек» в сферу «человек-машина».