Глава 1. Протофилософия в архаических преданиях — мифах

Прежде чем говорить о мифах и мифологии как начале философии, приведем один из вариантов определения понятия «миф»: «Мифы (от греч. — предание, сказание) — архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов... Отделение от ритуалов и десакрализация приводят к превращению мифов в сказки... Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этнологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных... У более развитых народов древности существовали эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение» [Словарь, 1989, с.370].

При этом следует существенное примечание: значение и смысл понятия «миф» включает не только одни «архаические сказания», мифов немало и в современном научном знании, равно как и в нашей жизни. Более того, мифы — предания, сказания и вера в них — существенная часть нашей жизни. Повторю, что по А.Ф.Лосеву: «Миф есть конкретнейшее и реальнейшее явление сущего, без всяких вычетов и оговорок, когда оно предстоит как живая действительность» [Лосев, 1993, с.771]. Понятие «миф» включает все интеллектуально-духовное наполнение сознания человека, т.е. оно существенно шире понятий «мировоззрение», «картина мира», «менталитет», «тип рациональности». Для нас важно не столько отметить факт предшествования мифотворчества философии, сколько понять, что именно в мифах имелись существенные предпосылки для становления философской мысли в античности.

Основные источники наших знаний о древнегреческой мифологии — прежде всего «Илиада» (ок. IX—VIII вв. до Р.Х.) и «Одиссея» (ок. VIII—VII вв. до Р.Х.) и натурфилософская «Теогония» Гесиода (VIII—VII в. до Р.Х.). Одними из главных персонажей древнегреческих мифов являются боги (см., например, [Легенды, 1994, с.571]).

С философской точки зрения нетрудно заметить, что образы мифологических богов можно рассматривать не только как сакральные существа античного язычества, но и как имена общих понятий человека о мире. Рассмотрим их.

Онтологические и антропологические понятия:

Первоначало, Прародитель всего, Промыслитель — Зевс, сын Кроноса и Реи. Верховное божество, господствующее на горе Олимп, владыка неба, повелевает природой, отец богов и людей, установитель всякого порядка и закона на Земле (лат. Юпитер).

Земля, Природа (Мать-Земля, Прародительница, Первоначало) — Гея, богиня Земли и сама Земля, как мать и кормилица богов и людей.

Свет и Жизнь — Гелиос, сын титана Гипериона (титаны — дети Урана и Геи, т.е. Неба и Земли). Бог солнца, несет людям свет, тепло и жизнь.

Природа (внешняя по отношению к человеку, окружающая природа) — нимфы, женские божества, олицетворяющие в зависимости от места обитания силы природы.

Судьба, Провидение — Мойры — три дочери Зевса и Фемиды: Клото (прявшая нить жизни), Лахесис (тянувшая ее) и Атропос (обрезавшая ее).

Жизнь, Плодоносная сила, Молодость — Дионис, сын Зевса и Семелы. Бог плодоносящих сил, растительности, особенно виноделия, вечно молодой и веселый. Вакх — одно из имен Диониса (у римлян — Бахус).

Смерть — супруги Персефона и Аид. Персефона — дочь Зевса и Деметры, богиня царства мертвых (лат. — Прозерпина); Аид, супруг Персефоны, — бог подземного царства.

Эпистемологические понятия:

Мудрость — Афина Паллада (у римлян — Минерва), дочь Зевса (родившаяся из его головы после того, как он проглотил свою первую жену Метиду). Богиня мудрости, справедливой войны и покровительница государств. Священные животные и растения Афины — сова, змея, петух, маслина.

Этические понятия:

Справедливость — Аполлон (лат. Феб), сын Зевса и богини Лето. Бог солнца и света, гармонии и красоты, защитник права и порядка, водитель муз (покровитель искусства).

Правосудие, Справедливость — Фемида, дочь Урана и Геи. Богиня справедливости и правосудия.

Добро, Врачевание — Асклепий, сын Аполлона и нимфы Корониды. Бог врачевания (лат. Эскулап).

Преступление и Наказание — Немесида (Немезида), дочь богини ночи Никты. Богиня, одаривающая людей счастьем и несчастьем по их заслугам.

Зло, Порок — Гермес, сын Зевса и нимфы Майи. Бог изобретений, покровитель пастухов и путников, провожает мертвых в царство Аида, покровитель плутовства, воровства и торговли (лат. Меркурий).

Проклятие, Зло — эринии, дочери Земли и Ночи, состоявшие на службе у бога подземного царства Аида и его жены Персефоны. Их три: Тисифона (мстящая за убийство), Алекто (вечно гневающаяся) и Мегера (завистливая) (у римлян — фурии).

Эстетические понятия:

Красота, Прекрасное — Аполлон (лат. Феб), сын Зевса и богини Лето. Бог солнца и света, гармонии и красоты, защитник права и порядка, водитель муз (покровитель искусства).

Красота и Любовь — Афродита, дочь Зевса и Дионы. Богиня любви и красоты, самая прекрасная из всех античных богинь (отождествляется с древнеиталийской Венерой).

Любовь — Эрот (или Эрос), крылатый сын Афродиты. Бог любви (у римлян Амур или Купидон).

Искусство, Творчество — музы, дочери Зевса и богини памяти Мнемозины, богини искусства и наук. Их было девять: Каллиопа (муза эпической поэзии и знания), Клио (муза истории), Мельпомена (муза трагедии), Полигимния (муза торжественных гимнов), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Урания (муза астрономии), Эрато (муза любовных песен), Эвтерпа (муза лирики).

Итак, имена богов античных мифов есть в определенной степени имена общих понятий, связанных с характером того или иного божества. Специальное выделение наиболее общих понятий как инструмента мысли — не что иное, как один из признаков научной и философской мысли. Можно было бы сказать, что в отличие от общих понятий человеческого языка с мифологическими богами Древней Греции люди связывали и внешние силы, которые властвуют над ними. Однако и это имеет аналогии в последующей философской мысли. Первичность и верховенство разумных начал мироздания нашли продолжение в разнообразных формах на протяжении всей истории человеческого миропонимания: они имеют место в концепции идей-эйдосов Платона, «В начале было Слово» христианского Нового Завета, в позиции «реалистов» средневековья, в Абсолютном Духе, в системе Гегеля, в структурализме ХХ в. (в той части, что не мы управляем языком, а языковые структуры управляют нами). В целом это касается всех учений, придающих языку самостоятельный онтологический статус.

Кроме зарождения общих понятий, в мифологии Древней Греции для понимания Человека в окружающем его мире ясно были выделены существенные и вечные философские проблемы, особенно проблемы происхождения Мира, проблема Первоначала («архе-») и проблема конца человеческого существования («эсхато-»). Происхождение Мира — космогония — описывается Гесиодом, который в своей «Теогонии», собрав воедино греческие мифы, представил космогоническую картину в связи с историей происхождения богов.

По Гесиоду, зарождение Вселенной началось с Хаоса, что по-гречески означает «зев», «зияние», «пространство—бездна». Все из него возникло — весь Мир и бессмертные боги. Из него последовательно возникли Гея-Земля; Тар-тар — ужасная тьма-бездна; Эрос — любовь, жизнь; Ночь — вечная тьма и Эреб — вечный мрак. От Ночи и Мрака произошли Вечный Свет — Эфир и радостный светлый день — Гемера. Могучая и благодатная Земля породила голубое небо — Уран, которое воцарилось в мире. С формирования общих понятий-концептов, вначале в образной форме мифологических богов и героев, начиналась история западноевропейской философии.

Первое разделение человеческого миропонимания после мифологии, взятой как целое, произошло в VI—V вв. В это время зародились классическая лирика и драма (Эсхил, Софокл, Еврипид) и философия как специфическая область миропонимания (Фалес, Парменид, Гераклит, Пифагор).