Глава 3. Технология как одна из основ жизни общества и его мировоззрения

В средневековье культивировалась “технология” обращения к Богу — обряды и так называемые “свободные искусства” — тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, музыка, геометрия и астрономия), изучение которых также рассматривалось как обращение к Богу. с эпохи Ренессанса средневековые формы “технологии” стали все более и более дополняться технологией управления природой, обществом и каждым конкретным человеком. Как отмечает Р.Тарнас, в ренессансной культуре жизнь государства уже не следовала священным традициям, и “само государство стало пониматься как нечто, чем манипулирует человеческая воля и человеческий разум, постигшие его внутренний механизм: все это позволяет увидеть в итальянских городах-государствах прообраз современного государства”. Позднее, в XIX в. становление техногенной цивилизации стало приобретать тотальный харак- тер, на что Ф.Ницше отреагировал словами “Бог умер”.

В тотальном охвате технологией всех сторон жизни нашего времени, как и во всем, есть свои благоприятные и неблагоприятные исходы. При этом тем более важно образование университетского типа в сфере технологических знаний.

скажем также о преимуществе технического знания с экзистенциально-психологической точки зрения. Человек стремится жить в известном ему мире, и технология дает человеку такую возможность. Действительно, естественнонаучное знание может быть опровергнуто, фальсифицировано — это атрибут научного знания. Явным историческим свидетельством стремления человека избежать такого дискомфорта является почти полная завершенность создаваемых им картин мира на каждом этапе развития культуры: античный политеизм, средневековый монотеизм и геоцентризм, ренессансный гелиоцентризм, вселенский эволюционизм Нового времени и современности. Или пример из частной области естествознания — один и тот же объект — фермент: закваска в понимании античных римлян; биокатализатор, или энзим, в науке XIX в.; специфический полипептид с биокаталитическим действием в современной науке.

Сфера научного знания — сфера нестабильного знания. С психологической точки зрения меняющееся знание о мире дискомфортно для человека.

В то же время наши знания о технических устройствах стабильны, их идея, сущность вложены в них нами самими.

В силу этого технические знания ценны для нас не только в материально-практическом отношении, но и в психологическом — они окружают человека известным ему миром вещей и знаний о них. Колесо было и останется колесом в нашем знании, а паровая машина — паровой машиной, при этом естественнонаучная теория происхождения Вселенной в результате Большого взрыва возможно будет опровергнута, как и предшествующие ей.

выражаясь гиперболами, можно сказать, что в науках о природе “мы знаем, что мы ничего не знаем”, а в созданном нами мире техники мы знаем все.