Начала философии науки |
Оглавление
Введение: Творческие начала человека
Книга 1. Пути познания мира
Часть 1. Естественный мир: пути и формы его познания
Глава 1. Что есть наука? Понятия науки, научного знания и методологии науки
Общие положения и подходы
Координационные и субординационные связи основных научных дисциплин и вопросы их демаркации
Наука и научное знание: характерные черты
Методология научного познания: основные понятия
Глава 2. История становления методологии научного познания
Становление учения о методе научного познания в XVII в.: эмпиризм, рационализм, логика Пор-Рояля
Зарождение учений о принципах научного познания в естествознании XVI—XVIII вв.
Вопросы научного познания в трудах Канта: постановка проблем о возможностях и границах научного познания
Становление идеи развития и принципа историзма в философии и естествознании XVIII—XIX вв.
Глава 3. Современная технология познания мира: эвристика и методология науки
Основная проблема эвристики: непредсказуемость открытия принципиально нового и предрассудки научного сообщества
Принципиальные эвристические установки
Наиболее известные методологические принципы и подходы
Классификация объектов научно-философского познания
Четыре рода свойств естественных объектов
Глава 4. Технология мышления: формальная логика и ее познавательные возможности
Краткая история логики в ее взаимосвязях с философией и методологией науки
Возможности и особенности функционирования логики в системе человеческого знания
Характерные проблемы логики и пределы ее познавательных возможностей
Принципиальные и непреодолимые ограничения сфер функционирования логики
Возможности законов формальной логики в сфере методологии науки
Глава 5. Природа экспериментальных естественнонаучных методов
Что такое эксперимент?
Природа первичного взаимодействия — основа познавательных возможностей и содержательной классификации экспериментальных естественнонаучных методов
Интердисциплинарные экспериментальные естественнонаучные методы: содержательная классификация на основании концепции природы первичного взаимодействия
Часть 2. Биография науки и ее интеллектуальное окружение
Глава 1. Генезис и концептуальные инварианты науки
Генезис и природа науки
Три функции науки
Глава 2. Знание о мире в зеркале эпохальных познавательных парадигм
Сакрально-мифологическая наука
Созерцательно-умозрительная наука
Религиозно-догматическая наука
Ренессансная критическая экспериментально-теоретическая наука
Классическая наука
Неклассическая наука
Постнеклассическая наука: системный кризис позна-
вательной технологии ренессансной науки
Глава 4. Наука XX—XXI вв.: осознание пределов познания мира
Философия
Философия и методология науки
Логика и математика
Естествознание
Психология и антропология
Науки об обществе
Индивидуальное знание и научная информация
Юность и зрелость ренессансной науки
Книга 2. Естественный мир феномены технологии
Часть 1. Естественный мир и знание о нем: простанство, время и ход всемирной естественной истории
Глава 1. Концепции пространства и времени
Проблемы постижения феномена “время”
Понятие “время” в философских и религиозных учениях
Концепции пространства и времени в истории естествознания
Глава 2. Концепции пространства и времени в XX веке: специальная теория относительности
Центральный постулат СТО
Понятие интервала
Несколько слов о так называемом “парадоксе близнецов”
Несколько слов о причинности
Глава 3. Общая теория относительности
Глава 4. Теория относительности и “человекоразмерность” научного знания
Глава 5. Происхождение вселенной: проблема “самого начала”
Современные гипотезы происхождения вселенной
Критический анализ гипотез “самого начала”
Глава 6. Идея развития и проблема происхождения жизни
Химическая (предбиологическая) эволюция
Несколько слов о биологической эволюции
Концептуальные проблемы эволюционных теорий
Глава 7. Экология и эсхатология
Эсхатологические утопии
Принципиальная этическая проблема экологии
Экологические реальности и мифы
Что делать и на что надеяться?
Интердисциплинарный характер экологической проблемы и возможные пути ее решения
Часть 2. Естественный мир и знание о нем: познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний
“Физико-математическая идеология” и “познавательные идеалы” в химии
Химические знания и идеи в минералогии
“Минералогический идеал” в химии
“Физико-химический идеал” в биологии и “биологический идеал” в химии
Глава 2. Взаимодействие наук в становлении знаний об атомно-молекулярном уровне мироустройства
Становление знаний об атомно-молекулярной организации неживой природы
Становление знаний об атомно-молекулярной организации живой природы
Глава 3. Взаимодействие наук в познании системной организации природы: истоки и статус термодинамики
Глава 4. Интердисциплинарное единство научных знаний: концепция гносеодинамики
Глава 5. Проблема лидерства в системе естественных наук
Часть 3. Искусственный мир материальных объектов и технология как феномен культуры
Глава 1. Сходства и различия естествознания и технологии
Глава 3. Технология как одна из основ жизни общества и его мировоззрения
Книга 3. Познание человеческой науки человеком
Часть 1. Контекстуальный анализ работ философов науки
Глава 1. Э.Мах. “Познание и заблуждение”
Глава 2. Э.Гуссерль. “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология”
Математизированная природа и жизненный мир
Ранний и поздний Гуссерль
Глава 3. М.Полани. “Личностное знание”
Ключевое понятие “эпистемологическая страстность”
Культурологический аспект
Полани в сообществе ученых: преемственность и влияние
Глава 4. К.Поппер. “Логика научного исследования”
Философская проблема космологии, “единственный метод философии” и критический рационализм
Антиидуктивизм и антипсихологизм
Фальсификационизм: метод проверки теорий и демаркации науки и ненауки
Суть методологического принципа фальсификации
Глава 5. Т.Кун. “Структура научных революций”
Познавательный принцип и исходная концепция Куна
Основное содержание — это словарь рабочих терминов
Глава 6. В.Куайн. “Онтологическая относительность”
Введение
Философско-методологические принципы Куайна
Критическое осмысление аргументов Куайна
Глава 7. И.Лакатос. “Методология научных исследовательских программ”
Понятие “научная исследовательская программа”
Положительная эвристика, критика “решающих экспериментов” и непрерывность науки
Рационалист по убеждению и психологист по сути
Глава 8. С.Т.Тулмин. “Человеческое понимание”
Исходная концепция : “Открытие велосипеда” и субъективистский прагматизм
Эволюция человеческого понимания — коллективные понятия
Утверждение концепции эволюционной эпистемологии в сражениях с незримыми оппонентами
Рациональные инициативы и концептуальные популяции
Концепция Тулмина в кратчайшем изложении
Глава 9. П.Фейерабенд. “Против методологического принуждения: очерк анархистской теории познания”
Критика сложившейся науки
Методологический принцип анархистской эпистемологии — “допустимо все”
Богатство смыслов концепции методологического анархизма
Глава 10. В.С.Степин. “Философская антропология и философия науки”
Познание науки в социокультурном контексте
Методологический потенциал научной картины мира
Четыре научные революции и типы рациональности
Часть 2. Итоги постижения человеческой науки человеком
Сколько было “Коперников”? — к вопросу об авторской тенденциозности
Вавилонское столпотворение на поле смыслов понятия “научный факт”
“Философия науки” и философия науки: достижения и нереализованные возможности