Введение

Много философских учений о государстве и обществе создано со времен античности, и ни одно из них не оказалось вполне удовлетворительным ни для управления обществом, ни для его преобразования к лучшему, ни для предсказания его будущего. При этом важными всегда были вопросы, связанные с природой народов, их жизнью и сосуществованием. На этом я и сконцентрирую свое внимание.

Не буду приводить десятки определений понятий «народ», «этнос» и «нация», а приведу только для ориентации определение, данное Кантом: «Под словом народ (populus) понимают объединенное в той или другой местности множество людей, поскольку они составляют одно целое. Это множество или часть его, которая ввиду общего происхождения признает себя объединенной в одно гражданское целое, называется нацией (gens), а та часть, которая исключает себя из этих законов (дикая толпа в этом народе) называется чернью (vulgus)...» [Кант, 1994и, с.350].

Примечание. Ниже буду употреблять слова «народ», «этнос», «нация» как синонимы, поскольку данный раздел предельно общий и излишняя конкретизация значений и смыслов этих понятий запутает основные мысли. Нюансы же названных слов, будут понятны из контекста данной части.

Понятия «идея нации», «сущность нации», «природа нации» содержат почти один и тот же смысл сущности нации: инвариантные особенности национальной идентичности. Философские исследования вопросов национальной идентичности, национального самосознания, национальной идеи имеют фундаментальное методологическое значение для практических государственно-политических действий при разработке концепций национального вопроса, национальной политики и национальной безопасности. Практическое значение рационально-философского осмысления национальной идеи — в раскрытии национального самосознания, утверждение «Я» нации, национальной идентичности, что позволяет народу жить со знанием самого себя. Осознанная национальная идея — основа и неотъемлемая составная часть всех государственных идеологий в области политики, экономики, права, международных отношений, региональных отношений внутри государства, в сфере культуры и образования. К сожалению, в современной России нет целостных концепций национальной идеи, отсюда сиюминутность и провалы национальной политики.

Высказывать суждения о жизни нации — это более чем ответственное дело. Поэтому при написании данной работы я был предельно требователен к себе в отношении к высказываемым мыслям и одновременно не сковывал себя рамками какого-либо жанра, не задумываясь о том, философ-ским, культурологическим или историческим выглядит тот или иной фрагмент. Другими словами, я писал о нации как российский философ, но стремился формулировать основные идеи, ориентируясь на этические принципы. Главным в этой работе для меня было лучше понять Россию и внести хотя бы какой-то вклад в ее благополучие.