Глава 3. Философия — учительница жизни?

Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Преподобный Серафим Саровский

Сказанное преподобным Серафимом Саровским выражает смысл и цель жизни человека в отношении к самому себе и всему человечеству. Этим может быть жив человек безотносительно к коллизиям неустойчивого и невечного земного мира.

К чему нас привели философские размышления «в размахе» от теоретической до практической философии? Философия (наряду со многими другими ее характеристиками) есть мировоззрение. Это верно. При этом важно подчеркнуть, что философия — это взгляд на мир конкретного человека, и этот взгляд определяется потребностями его души. Другими словами, философия прежде всего не описывает мир каков он есть на самом деле, а выражает собственный взгляд философа на этот мир. Философы действительно «пронырливые ходатаи своих предрассудков».

Задумаемся: «предрассудок», прежде рассудка — то, что мы называем душой. Рассудок менее силен в человеке, чем его душа, кроме того, душа находится вне понимания рассудка. В этом нет ничего плохого, поскольку то, что необходимо человеку, и есть то, что нужно его душе. Нетрудно заметить, что все философы считали свои системы венцом человеческой мысли, что все доктрины — и философские, и мистические, и религиозные — излагаются их создателями или адептами в безапелляционной форме как истинные, а факты и аргументы подбираются тенденциозно и тенденциозно интерпретируются в пользу своего учения. Здесь и примеры искать не надо, это касается практически всех. По сути, указанное явление духовной культуры выражает не что иное, как диктат души в отношении к рассудку (интеллекту, разуму), который я выразил бы следующими словами: «Утверждай как истину то, что мне необходимо для благоприятного состояния, я в это буду верить и, внушая такую же веру тебе (рассудку), поручаю найти логико-теоретические увертки и эмпирические уловки для утверждения удобного для нашего существования взгляда на мир».

Такая же мысль выражена в русской народной мудрости: «Правда хорошо, а счастье лучше» [Пословицы, 1986, с.35]. Человек видит мир таким, каким хочет видеть его душа, это касается и общего взгляда на происхождение мира, и его устройства, и частных взглядов конкретных людей на конкретное окружение (одно и то же лицо, являясь матерью, тещей и свекровью, может представляться и полуангелом, и мегерой). Как говорят в народе: «Что сердце не заметит, того и глаз не увидит» [Пословицы, 1986, с.126]. Жизнь человека в целом — это то, что было и есть в его сознании, а не то, что было и есть в гипотетическом внешнем мире.

Что касается поисков людьми объективной Истины, то они иногда заканчиваются не нахождением Истины, а попаданием в ловушку какого-либо лжепророка, шарлатана, «лекаря душ», «богоизбранного» самозванца. Светильников незамутненного знания в мире должно быть столько, чтобы их свет встречался, тогда в мире не будет мест полного мрака.

В данной работе говорится об общечеловеческом самообмане, когда на протяжении всей истории человечества любой доктрине в то или иное время, в том или ином месте произвольно присваивается атрибут истинности. Зачем нужно такое разоблачение, это опасное предприятие для себя и всего человечества? Разоблачение мифов, в которые верит человек, на самом деле опасно так же, как сказать правду человеку, танцующему на доске, нависающей над пропастью, когда он убежден, что доска лежит на твердом основании. Это опасно с психологической точки зрения, поскольку при потере уверенности в безопасности танца вероятность потери равновесия и срыва в пропасть увеличивается.

Но все-таки правда в данном случае нужна, поскольку и без знания о танце над пропастью человек по легкомыслию и неосторожности может сорваться и погибнуть. Правда в данном случае заставит человека пойти по пути обретения полной безопасности-спасения, например, перейдя по доске к твердой поверхности. В буквальном смысле это путь к месту абсолютных основ душевного равновесия, благодати. Вопрос в том, существует ли место, где доска над пропастью заканчивается. В противном случае был бы прав Великий Инквизитор из «Братьев Карамазовых» Достоевского и правы все те, кто считает, что люди более счастливы без знания истины, а тех, кто приносит истину, следует уничтожать.

Словом, философия по-прежнему — мать наук и учительница жизни. При условии, однако, что она не исключает высших метафизических разумных начал мироздания.

* * *

Итак, большая часть современных наук направлена преимущественно на «обслуживание» либо тела человека, либо тела общества: физика, химия, биология, технология, медицина, социология, политология и т.п. В сфере научно-рационального знания только философия обращается к принципиальным вопросам человеческого существования в душевно-духовных измерениях: смыслу жизни и смерти, добру, злу и природе морали, сущности творчества, природе сознания, языка и мышления, природе нации, доступности человеку Истины и его связи с высшими Началами всего сущего. Религия и теология суть преимущественно учения о Боге, философия — о человеке. И эти области знания дополняют друг друга в общем деле познания мира. Вне зависимости от успешности решения важнейших экзистенциальных проблем человечества философия будет жить на протяжении всей истории человечества, так как от философии всегда будут ждать ответа на извечные взаимосвязанные вопросы: Почему существует человек?, Что есть человек?, Чем жив человек?