Козлов В. П. Становление национальных приходов в Казанской епархии

Одной из важных тенденций процесса духовного возрождения православия в Татарстане стало появление и развитие с конца 1980-х гг. национальных приходов. Данное определение применимо к приходам, в которых богослужения проходят не только на церковно-славянском, но и на родном языке прихожан, а также по их этническому составу. Богатые традиции Казанской епархии в этой области были надолго прерваны в советский период.

Первыми в Казанской епархии возобновили деятельность и к настоящему времени достигли определенных успехов в развитии (по сравнению с другими национальными приходами) кряшенские приходы. Кроме духовного, возобновлению деятельности национальных приходов в новых исторических условиях способствовало усиление роли этнокультурного фактора в общественной жизни. Рост национального самосознания охватил все группы татар, в том числе и кряшен, традиционно исповедующих православие.

В Казани по благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия в день памяти святителя Иоасафа Белгородского — 23 декабря 1989 года — было восстановлено богослужение для кряшен. Несколько лет службы проходили в нижнем храме (Сретения Господня) Петропавловского собора. Обращает на себя внимание, что немногим ранее появления первого кряшенского прихода в Казани, 5 декабря того же года, прошла научно-практическая конференция по проблемам изучения фольклора кряшен. На конференции была образована инициативная группа по учреждению Этнографического культурно-просветительного объединения кряшен, как автономной самодеятельной секции Татарского общественного центра.

В 1990-е годы богослужение на родном языке прихожан было возобновлено в ряде сельских приходов Балтасинского, Заинского, Кайбицкого, Кукморского, Менделеевского, Нижнекамского, Рыбно-Слободского, Чистопольского районов Республики Татарстан.

Кряшенский приход Казани обрел новые возможности для полнокровной деятельности после передачи церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Располагавшийся раньше в Старотатарской слободе храм был возвращен Казанской епархии в 1996 году и передан общине. В настоящее время Тихвинская церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана. Это связано не только с его расположением, но и авторитетом среди верующих настоятеля прихода— протоиерея Павла Павлова. Отец Павел — кандидат богословия, окончил Московскую духовную академию, преподает в Казанской духовной семинарии.

При Тихвинском храме действует воскресная школа, народный хор, проводится серьезная работа по переводу на кряшенский язык тех книг Священного писания, переводы которых не были осуществлены до революции. Кряшенская переводческая группа в своей работе следует системе Н. И. Ильминского. Переводческий проект осуществляется совместно с Петербургским отделением Российского Библейского Общества. Богослужения в храме ведутся в основном на кряшенском языке.

Необходимо отметить, что существует проблема наименования языка, на котором ведется богослужение и на который переводится Священное Писание. Это составная часть общей проблемы этнической самоидентификации верующих, часть которых относит себя к татарскому народу, а другая считает, что татары (мусульмане) и кряшены — это отдельные народы. Поэтому данные переводы и язык называют татарским, крещено-татарским, кряшенским, церковно-кряшенским. Также язык нередко именуется диалектом или наречием татарского языка.

Данная проблема («кряшенский вопрос») обрела особую актуальность в период подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. В этих весьма политизированных событиях религиозный фактор играл заметную роль. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что в 2002 и 2003 гг. лидеры кряшенского движения дважды обращались в адрес Предстоятеля Русской Православной Церкви — Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с просьбой об оказании поддержки по вопросу признания кряшен самостоятельным народом.

По итогам Всероссийской переписи населения, кряшены получили статус субэтнической группы татар (с численностью 24,8 тыс. человек). Если кряшенское движение после переписи оказалось в состоянии явного кризиса, то деятельность кряшенских приходов, прежде всего Тихвинского, продолжила развитие. В 2005 г. Тихвинский приход выступил одним из организаторов научной конференции «Современное кряшено-ведение: состояние, перспективы» (23 апреля) и этнолого-религиоведческого симпозиума «Глуховские чтения» (12—13 ноября). 23 декабря в Тихвинском храме прошла презентация Нового Завета на кряшенском языке. В конце 2004 г. был образован кряшенский приход в г. Елабуге.

Протоиерей Павел Павлов также является благочинным кряшенских приходов Казанской епархии. В целом по епархии насчитывается около 20 православных приходов в кряшенских селах. Однако только в пяти из них ведется регулярное богослужение на кряшенском языке, что связано с проблемой подготовки кадров. В Казанской епархии насчитывается свыше 20 священников, выходцев из кряшен, большинство из которых служит в «русских» приходах, прочно ассоциируя себя с паствой, и не изъявляет желания вести службы в «кряшенских» общинах. Также необходимо отметить, что проведение богослужений на татарском (кряшенском) языке не всегда находит понимание и поддержку у русскоязычных верующих.

Кроме кряшенских, в Казанской епархии имеются чувашские приходы, расположенные в местах компактного проживания чувашей: Аксубаевском, Буинском, Дрожжановском, Нурлатском, Черемшанском районах Татарстана. В этих приходах, число которых достигает 10, службы проходят на церковно-славянском и чувашском языках.

Значительным событием стало образование чувашского прихода Казани в 1997 г., когда верующим был передан храм Параскевы Пятницы, расположенный в самом центре города у стен Казанского кремля. При реставрационных работах в подвалах храма были обнаружены многочисленные останки жертв времен сталинских репрессий, которые были перезахоронены рядом с храмом. Стараниями чувашской диаспоры Татарстана храм под руководством настоятеля протоиерея Михаила Григорьева восстанавливался сравнительно быстро и уже летом 1998 г. состоялся первый молебен в стенах Пятницкой церкви. Сейчас церковь полностью восстановлена и по праву стала одной из самых примечательных в столице республики.

Чувашские приходы Казанской епархии, в отличие от кряшенских, не объединены в отдельное благочиние. Однако даже в условиях отсутствия координирующего центра на территории Республики Татарстан, чувашские приходы решают проблему богослужебной литературы на родном языке, контактируя с Чебоксарской и Чувашской епархией, в которой успешно ведется работа по переводам и изданию этой литературы.

В последнее десятилетие православные приходы появились также в ряде мордовских и удмуртских сел республики, но дефиниция национальные по отношению к ним применима лишь при характеристике этнической структуры прихожан (богослужения ведутся на церковно-славянском языке).