Афонина Е. В. Казанские женские богословские курсы (1910—1917) — первое в России женское духовное заведение

Во второй половине XIX — начале XX вв. Казань была одним из немногих в стране центров высшего женского образования. В 1876—1887 гг. в городе существовали первые Высшие женские курсы, а в 1906—1917 — вторые Высшие женские курсы, работавшие по программам историко-филологического факультета университета. Инициаторами создания и основными преподавателями обеих курсов были профессора Казанского университета, участвовали в их деятельности и профессора Казанской духовной академии. Курсы были частными учебными заведениями, существовавшими на средства, собираемые с курсисток за обучение.

В 1910—1917 гг. в Казани существовали и еще одни женские курсы — богословские. История создания и существования этого религиозно-просветительного учебного заведения не была предметом пристального изучения. Дело в том, что архивы этих курсов не найдены и судить о их деятельности можно только по отчетам Казанской епархии. В советское время, естественно, эта тема не изучалась.

Зачем нужны были женщины-богословы? После событий первой революции ситуация в стране меняется, в том числе и в системе образования. Количество учебных заведений растет и возникает потребность в преподавателях, имеющих высшее образование, в том числе и Закона Божьего, обязательного для любого учебного заведения. В средних учебных заведениях этот предмет преподавался священниками, закончившими духовные академии, количество которых было недостаточно, кроме того, у них был широкий круг обязанностей, и они были заняты в уже существовавших учебных заведениях.

Поэтому в перспективе сфера деятельности для выпускниц богословских курсов, имевших право преподавать Закон Божий, была обширной. Средняя школа нуждалась в преподавателях, в том числе в преподавателях-женщинах. В тот период был распространен такой вид женских учебных заведений, как епархиальные училища. Они были предназначены для девочек из духовного сословия. Преподавателями в них чаще всего были выпускницы гимназий или самих епархиальных училищ. Именно в этих училищах могли преподавать выпускницы богословских курсов.

Впервые вопрос о создании женских богословских курсов возник в 1905—1906 гг., когда в обществе появился повышенный интерес к образованию и к вопросам церковной жизни. В этот период группа казанских женщин обратилась к местным работникам богословского знания с инициативой об открытии курсов. В 1907 г. было выработано краткое Положение о курсах, намечен план преподавания, определен приблизительный состав преподавателей. Но в силу разных причин открытие курсов было отложено до 1909 г. Летом этого года та же группа женщин обратилась в Св. Синод с ходатайством благословить открытие в Казани курсов. И 6 июня 1909 г. Св. Синод указом № 8121 на имя Высокопреосвященнейшего архиепископа Казанского «благословил открытие в г. Казани, в установленном порядке, богословских курсов для женщин, с тем, однако, непременным условием, чтобы ведение чтений по богословским предметам на названных курсах было предоставлено вполне правоспособным лицам и происходило под наблюдением епархиальной власти». После этого указа архиепископ Казанский несколько раз проводил совещания с преподавателями духовных и светских учебных заведений по поводу открытия курсов. В ходе этих совещаний была организована специальная Комиссия под председательством епископа Чебоксарского Михаила, которая занималась непосредственно открытием курсов. Она так же составила Положение о курсах, взяв за основу проект 1907 г. По этому Положению, курсы «имеют своей целью восполнение богословских знаний, получаемых женщинами в средней школе, и по связи богословия с философией, сообщение слушательницам необходимых сведений по философии». Инициаторов создания женских богословских курсов поддержала и группа преподавателей Казанской духовной академии во главе с протоиереем Николаем Петровичем Виноградовым, который только что вышел на пенсию с должности инспектора академии.

Курсы начали свою деятельность 17 января 1910 года. На другой день архиепископ прочитал первую лекцию по теме «Необходимость религиозного знания». Она была отдана для печатания, чтобы доход от ее продажи пошел на нужды курсов. Также архиепископ пожаловал 100 рублей в фонд курсов и икону св. Марии Магдалины. Количество курсисток было 26 человек. Полноправными слушательницами курсов могли стать выпускницы женских гимназий и епархиальных училищ, большинство из них было дочерьми священнослужителей, имеющими надлежащие рекомендации (начальницы или законоучителя того учебного заведения, где училась просительница, кого-либо из членов Совета курсов и т. п.). В исключительных случаях допускалась рекомендация и местного приходского священника просительницы.

Первоначально занятия курсов проходили в помещении городского женского училища №18, которое было предоставлено Казанским городским Общественным Управлением, затем в здании духовной академии. Преподавание велось в вечернее время (6—9 час), кроме праздничных дней. Первоначально курсы были двухгодичные. Преподавание велось по программе семинарии и академии, но девушкам не читали специальные предметы для подготовки священников, такие как литургика, гамилетика, не изучали они ряд специальных разделов богословия: сравнительное, пастырское и другие. Количество учебных часов на преподавание языков было значительно сокращено. В Положении о курсах отмечалось, что обучение на курсах не дает никаких прав. Желающие получить по окончании курсов удостоверение об обучении должны были пройти испытания по всем предметам, преподаваемым на курсах. Курсы находились под наблюдением Казанского архиепископа. Заведовал курсами Совет, состоящий из всех преподавателей, во главе его в 1910 г. был избран Преосвященный епископ Андрей.

В разные годы состав преподавателей был разнородный. Занятия на курсах вели преподаватели духовной академии: архимандрит Гурий (Степанов), Писарев, Григорьев, Лапин и вышедшие в отставку преподаватели академии Виноградов, Машанов, Знаменский и др. Преподавали также Преосвященные викарии казанские Михаил и Андрей, профессор богословия Казанского университета, пять преподавателей Духовной семинарии, в том числе ее ректор, законоучители средних учебных заведений Казани. В 1910 году было 12 преподавателей. Каждый из них вел по одному предмету один час в неделю, т.к. у всех были обширные служебные обязанности. Они работали безвозмездно и взимаемая со слушательниц курсов небольшая плата (10 руб. в первое полугодие 1910 г.) предназначалась для хозяйственных нужд курсов. Полный список предметов и преподавателей за всю историю курсов трудно установить, т. к. отчеты этих курсов составлялись в произвольной форме, и в них нет полной информации.

В 1911 году у выпускниц богословских курсов появились новые перспективы. В это время были приняты решения, фактически вводящие равноправие женщин по службе. Законом от 19 декабря 1911 года женщинам было дано право преподавать во всех учебных заведениях, мужских и женских, средних и высших. Высочайше одобренное предложение Министерства народного просвещения от 21 марта 1913 года — выпускницам женских курсов были присвоены те же права, что и выпускникам университетов, не только на педагогическом, но и на любом другом поприще. Теперь женщины могли получать соответствующие образованию классные чины, должности в разных ведомствах.

В 1912 году был принят устав нового типа учебных заведений - Высших начальных училищ. Это учебное заведение с четырехлетним курсом обучения после трех-, четырехлетней начальной школы. Училища были мужские, женские и смешанные. Эти училища стали открываться не только в городах, но и в сельской местности. В Казанской губернии они открылись во всех уездных городах и в селах Билярске и Шихране (сейчас г. Канаш), а в Казани к 1913 году их было уже 8. Всего же в стране к 1915 году существовало 1547 училищ. Естественно, что спрос на преподавателей с высшим образованием для этих учебных заведений быстро рос, в том числе и на преподавателей Закона Божьего. Для выпускниц Казанских женских богословских курсов появилась дополнительная возможность для трудоустройства.

В 1914 году началась Первая мировая война. С началом военных действий в армию были призваны или ушли добровольцами многие студенты и большинство потенциальных абитуриентов, в том числе и Казанской духовной академии. В этих условиях естественно было бы поставить вопрос о заполнении множества свободных вакансий девушками. Казанский университет выступил одним из главных инициаторов возможности приема женщин и ходатайствовал перед министерством о таком допуске. В 1915/16 учебном году большое количество девушек было зачислено в университет.

Казанская духовная академия, для того чтобы заполнить вакантные места, объявила прием для женатых священников, позволив им вместе с женами и детьми поселиться на время учебы в здании академии.

В 1915/16 учебном году оснований для массового допуска женщин стало больше. Были изменены правила предоставления отсрочки от призыва. Теперь каждый студент мог быть мобилизован в армию в любое время. Количество вакансий в учебных заведениях стало еще больше. В этот период Казанские женские богословские курсы меняют свой статус. Они фактически превратились в женское отделение академии, стали пользоваться бюджетными средствами академии. Такая возможность появилась из-за уменьшения количества студентов. Курсистки стали жить в стенах академии. Для них появляется возможность учится за казенный счет, и таких девушек большинство. Срок обучения на курсах увеличивается до трех лет. К сожалению, был только один трехлетний выпуск. В 1915/16 году количество девушек, принимаемых на курсы, увеличилось до 30 человек.

Деятельность курсов прекратилась летом 1917 года, когда духовная академия была выселена из своего здания Временным правительством. В здании разместился эвакуированный из Пскова кадетский корпус. Прием на первый курс был отменен. По имеющимся у нас данным, нельзя проследить, продолжались ли занятия на втором и третьем курсах.

Пытаясь проследить судьбу выпускниц богословских курсов, мы изучили списки чиновников и преподавателей Казанского учебного округа и Министерства народного просвещения. Но среди преподавателей Закона Божьего не было ни одной девушки с богословских курсов. Возможно, они преподавали другие предметы, так как духовная академия давала хорошее общее педагогическое образование.

Казанские женские богословские курсы в своем роде уникальное явление. Ни в Московской, ни в Санкт-Петербургской, ни в Киевской академиях такие курсы не существовали. Возможно, это можно объяснить тем, что Казанская духовная академия единственная из четырех располагалась не в монастыре. Поэтому и атмосфера в ней была менее строгая, и была возможность допуска женщин в стены академии.