Архимандрит Платон (Игумнов). Миссия церкви в прошлом и настоящем и ее место в гражданском обществе

Празднование 450-летнего юбилея Казанской епархии совершается на фоне постепенного восстановления в российском общественном сознании утраченных идеалов и ценностей, которые были исторически присущи России на всем протяжении ее бытия и выполняли функции основных духовно значимых доминант в ее сокровенной духовно-нравственной жизни. Можно констатировать, что после торжественного празднования 1000-летия крещения Руси любое крупное событие в общественной жизни обновленной России являет собой манифестацию ее преемственной приверженности к восточной православно-христианской цивилизационной идентичности с энергичным выдвижением примата ценности духовного, религиозно-нравственного начала. Совершенно очевидно, что не является исключением из этой тенденции и проводимая ныне научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность». Напряженное внимание к отечественной истории есть знамение нашего времени. В изучении исторического опыта прошлых веков содержится попытка поиска подходов к решению современных проблем, среди которых следует отметить как несомненно важную в церковно-практическом плане проблему возрождения духовных ценностей общества в их соответствии с задачами миссии церкви.

Исторический опыт России убеждает нас в том, что для нашего общества нравственно оправданными являются ценности, унаследованные народом в течение пройденного им тысячелетнего пути. На протяжении многих веков эти ценности освящались авторитетом формировали мировоззрение, этику и культуру народа. Православная церковь была оплотом и гарантом всей системы мировоззренческих и духовных ценностей, без воплощения которых в общественной жизни, как подчеркивали и Н. М. Карамзин, и Ф. М. Достоевский, не могут существовать ни государство, ни нация. В нашей отечественной истории Церковь была той живоносной стихией, под благотворным влиянием которой в народе созидалось ответственное отношение к миру-космосу, выкристаллизовывался национальный характер, утверждались нравственные устои, насаждалось просвещение, укоренялись добродетели, процветали искусства, одухотворялась культура, облагораживались традиции, преображалась жизнь. Служение церкви охватывало все сферы личной и семейной жизни человека; своим служением церковь освящала институты общественной и государственной жизни России. Возрастая под духовным водительством церкви, Россия явила миру в Новое время второй после Византии величайший тип православной христианской цивилизации. При этом необходимо отметить, что разгадку тайны культурного феномена исторической России мы должны видеть в сокровенной природе высших духовно-религиозных начал, определивших исключительную нравственную доблесть и безграничный творческий энтузиазм в национальном характере русского народа. Возвещаемая церковью Благая весть о спасении во Христе и заповедь Евангелия о взыскании прежде всего Царства Божия и правды его были восприняты в религиозном сознании русского народа как высшие ценностные доминанты, вокруг которых выстраивалась в должном порядке вся иерархия временных и скромных, но все-таки ценных периферийных реальностей бытия. Точкой исторического отсчета в летописи Русской Церкви является 988 год — дата крещения Руси и начало русской христианской цивилизации. С этого момента языческое время остается за порогом истории. Принятие Русью христианства в его восточной византийской традиции не было национальным самоотречением Руси, напротив, оно явилось ее историческим посвящением и введением в семью христианских европейских народов. С принятием христианства, как отмечал академик Д. С. Лихачев, Русь стала полноправной участницей всемирно-исторического процесса. Духовное преображение Древней Руси стало важнейшей составной частью всемирной истории, центром которой являются события Боговоплощения и возникновения церкви. Исполняя заповедь Евангелия о приобщении всех народов к Царству Божественной благодати и истины, церковь с самого начала утверждения христианства в России осуществляла миссию благовестил среди различных славянских, финно-угорских, тюркских и монгольских племен, вошедших в ограду российской государственности и возраставших в колыбели российской культуры. Служение церкви имело значение мощного и постоянно действующего фактора на всю нашу отечественную историю начиная с эпохи святого равноапостольного князя Владимира, и это значение мы ощущаем и теперь, тысячу лет спустя. Мы должны признать, что историческое значение миссии Православной Церкви состоит не только в том, что, внося идеальное Божественное начало в реальное содержание жизни, церковь преобразила темную ткань самобытного уклада жизни древних народов в светлые одежды высокой и одухотворенной православной культуры, не только в том, что православная Россия осуществила синтез духовных богатств народов Востока и Запада в одно великое целое, и даже не только в том, что в XIX и XX вв. Россия стала центром геополитического равновесия в мире. Основной, самый глубокий и самый существенный смысл миссии церкви Христовой в мире заключается в утверждении в жизни вселенского человечества явленного в образе Богочеловека высшего нравственного идеала как абсолютной и царящей над миром ценности, в осуществлении задачи освящения мира сверхъестественной Божественной благодатью во всех сферах его природного и социально-культурного бытия.

Поэтому, говоря о миссии церкви сегодня, мы должны иметь в виду то обстоятельство, что по своему высшему предназначению церковь противостоит происходящим в мире энтропийным процессам, т. е. процессам распада на уровне личной, общественной и государственной жизни. Служение церкви является продолжением спасительного служения Сына Божия, который в миссии пришествия в мир явился исполнить задачу преодоления всех аномалий бытия, связанных с человеческим грехом и драматично проявляющихся в стихийных бедствиях, социальных потрясениях, войнах, психических и соматических заболеваниях и, наконец, в самой смерти. Евангелие изображает Христа торжествующим над стихиями природы, над злыми демонами, над обреченностью человека власти смерти. С момента победы Христа над смертью задачей церкви является актуальное утверждение этой победы через ее включение в поток человеческой истории, в миссии распространения и усвоения ее спасительных следствий на все человечество. Бытие церкви есть не только историческая реальность, но и символ Воскресения Христова и предпосылка грядущего и чаемого Царства Божия. Миссия церкви необъятна и универсальна в ее сотериологическом и эсхатологическом значении. Что есть наша человеческая жизнь без веры, без церкви, без освящающей благодати Божией? Она, отмечает И. А. Ильин, все равно, что источник без воды, очаг без огня, светильник без света. По мысли И. А. Ильина, священное есть исключительно то главное в нашей жизни, без чего жизнь становится унижением и пошлостью. Но когда в человеческой жизни присутствует возвещаемое церковью высшее и абсолютное Божественное начало, жизнь человека приобретает и смысл, и ценность, и полноту, и, самое главное, свое высшее и безусловное оправдание пред Богом.

Этический аспект миссии церкви определяет место церкви в современном гражданском обществе. Совершенно очевидно, что уровень качества общественной структуры обусловлен уровнем нравственной сформированности каждой отдельной личности. Благополучным мы можем назвать такое общество, в котором будут устранены или сведены к самому ничтожному минимуму такие явления, как нравственная распущенность, разводы, аборты, алкоголизм, наркомания, табакокурение, психические и соматические болезни, преступность и суицид. Поскольку вместе с семьей и школой церковь является важнейшим институтом формирования духовной и нравственной личности, ее вклад в повышение уровня общественной структуры и создание благополучного гражданского общества является несомненным, а миссия ее нравственного служения — жизненно необходимой и социально востребованной.