Н.Я. Зарецкая. “Есть ли Бог”. Аргументы “за”. Традиции и современность

«Есть ли Бог?» аргументы «за». Традиции и современность

Н.Я. ЗАРЕЦКАЯ
(КГТУ)
 

Средь суеты случайной, В потоке

мутном жизненных тревог Владеешь

ты всерадостною тайной: Бессильно

зло. Мы вечны. С нами Бог.

В. Соловьев.

Есть вечные вопросы, интерес к которым никогда не угасает. Это вопросы скорее всего, более философские, метафизические, чем научные. Наука изучает, в первую очередь, эмпирические, т.е. доступные наблюдению, эксперименту, факты. Ее главная задача – определить законы природы, физической Вселенной. Но она не дает ответа на метафизические вопросы: «Почему существует Вселенная?», «Почему существуют физические законы?», «Для чего все существует?», «Какой в этом смысл?». По самой своей природе наука не отвечает на вопросы, связанные с глубинным смыслом. Но эти вопросы более всего волнуют человека в его духовной жизни.

Вопросы о смысле жизни, о происхождении бытия из небытия, о душе и нравственных ценностях, как правило, находятся за пределами эмпирического царства науки. На эти вопросы пытается ответить философия (зачастую религиозная).

В этом букете вопросов главным, стержневым является вопрос: «Существует ли Бог?» Этот вопрос - плод размышлений многих великих философов от древности до современности. Приведем аргументы «за» существование Бога. Первые 5 аргументов были предоставлены средневековым философом Фомой Аквинским. В их основе – метафизические принципы, выдвинутые Аристотелем.

Первые три аргумента – космологические.

4-й аргумент – аксиологический (ценностный)

5-й аргумент телеологический (целенаправ-ленный), смысл сориентированный.

Существуют и другие аргументы. Попытаемся представить все аргументы в концентрированном и систематизированном виде.

1. Аргумент «от движения и бренности к Вечному существу». Лишь Вечное Существо может объяснить свое существование и существование бренных, преходящих вещей и существ (Бог - перводвигатель. Аристотель).

2. Аргумент от причинности к беспричинной Абсолютной Разумной первопричине. Конечное существо не может иметь причину своего бытия в себе самом. Бесконечная цепь причин не может объяснить феномен причинности. Его может объяснить лишь Абсолютное Начало всех причин.

3. Аргумент от случайного бытия к необходимому существу. Все существа в бренном мире существуют условно (случайно). Фома Аквинский. В силу отсутствия необходимости своего бытия они нуждаются в необходимой причине, которой является Необходимое Свободное Существо.

4. От несовершенства к Высшему Совершенству. Случайные, несовершенные Существа нуждаются в существовании Необходимого, Высшего Существа, обладающего Абсолютным Совершенством.

5. От случайного, бесцельного, бессмыс-ленного бытия к целенаправленному, осмысленному бытию, заключенному в Высшем, Совершенном Существе. Законы космической и биологической эволюции выражают переход от первичного состояния бессознательной энергии (Большой Взрыв) к состоянию высокоразвитого, сознательного бытия. Такое движение от первичной недиф-ференцированной энергии к разумной жизни представляется целенаправленным. Оно подтверждает гипотезу Бога, зависимость космической и биологической эволюции от сознательного акта Божественной воли. Ведь маловероятно, что данная эволюция является нелепой случайностью, странной игрой природы. Возможно, что эволюция предполагает осуществление высшей, духовной цели. В.Соловьев, признавая такую возможность (Богочеловеческий путь эволюции) приводил притчу об ученом, который решил убедить необразованного купца в том, что человек произошел от обезьяны. После долгих объяснений ученый спросил купца: «Ну, как, ты понял?» Купец ответил: «Да, понял. Ежели ты животное, и я животное, то какой же между нами может быть разговор?».

В.Соловьев считал, что биологическая эволюция - лишь явление, за которым скрывается ее духовная сущность. Гипотеза Бога превосходит гипотезу случайности, так как предлагает абсолютное объяснение Вселенной в свете необходимо существующей причины и цели Творения, заключенной в его внутреннем совершенстве.

6. Онтологический аргумент (св. Ансельма Кентерберийского). Внутренняя необходимость божественной природы включает необходимость бытия Бога как внутренне необходимой и объективной сущности. Бог реально существует просто потому, что он есть Бог. Доказательство Его бытия - собственная природа. Детский вопрос: «Кто создал Вселенную?» - «Бог, деточка». - «Но, мамочка, кто же создал Бога?» Бог является собственной причиной, не требующей объяснений.

7. От порядка и научно установленных законов к бытию Бога. Обнаруживая наличие определенного порядка и законов мироздания, мы имеем основания предполагать, что мир был создан Богом.

8. Новая версия аргумента «от порядка к замыслу», связанная с так называемым антропным принципом. Существует мнение, что в основе Вселенной лежат такие законы и условия, которые с удивительной точностью способствуют возникновению жизни. Если Большой Взрыв был бы чуть менее мощным, то слишком много ядер водорода превратилось бы в гелий, а если он был бы чуть более мощным, то галактики не смогли бы сформироваться. Следовательно, согласно антропному принципу, возникновение жизни и человека было обусловлено поразительным стечением ряда физических и химических обстоятельств. Возникновение именно таких условий никак нельзя объяснить простой случайностью.

9. Аргумент - от разумной причины к жизни

Человек - Человек только тогда, когда он встал с четверенек

и умеет смотреть вверх, в бесконечность.

Е.Замятин.

Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме» тонко заметил, что лишенная разума причина Вселенной не смогла бы привести к появлению живых, обладающих сознанием, свободных существ. Они не могли бы возникнуть случайно, в результате слепых, стихийных природных процессов. Более вероятна и правдоподобна гипотеза о том, что их возникновение обусловлено Высшим, Необходимым, Свободным существом. Мысль Локка развивает французский палеонтолог и теолог Тейяр де Шарден. В основе его учения о ноосфере - идея концентрации сознания индивидов в коллективный разум, «точку Омега». Человек, в представлении Тейяра де Шардена, - скачок в эволюции земной жизни и вместе с тем - исходный пункт направленной эволюции, стремящейся к «точке Омега» - планетарному сознанию, духовной основе мира. Этот процесс никак не может быть случайным. Квинтезированная мощь сознания человечества способна преобразить мир.

Действительно, гипотеза Бога делает эволюцию разумной жизни из неорганического вещества гораздо более вероятной, чем гипотеза случайного и бесцельного естественного отбора, при котором возникновение человеческой жизни просто невероятно.

Поскольку наилучшей гипотезой в науке считается наиболее вероятная, то гипотеза Бога является лучшим объяснением эволюции.

10. Нравственный аргумент.

Существует абсолютная нравственная и метафизическая необходимость в том, что в конце концов моральный порядок будет восстановлен и справедливость восторжествует. Положения этого аргумента встречаются у Платона и Канта. Кроме того, Бог как совершенное Нравственное Существо проявляет себя непосредственно в «голосе нашей совести» (Д.Ньюмен). Это уже аргумент, граничащий с неким естественным Божественным откровением. Кстати, этот аргумент встречается у Сократа («даймоний» Сократа как его внутренний голос, голос совести).

11. Аргумент от Истины.

Абсолютное единство и совершенство Истины предполагает существование Всезнающего Совершенного Существа, которое знает и безупречно воплощает саму Истину. По Платону, Истина - разговор души с Богом, созерцание идей в ином, вечном, совершенном мире. Все остальные знания - лишь мнения.

12. Аргумент от Свободы.

Лишь абсолютно Свободное и Всепричинное существо могло создать условный мир с причинно- следственными связями и существа, обладающие свободой воли.

13. Ощущение Божественного присутствия и Божественного промысла в своей жизни.

Этот аргумент связан с Божественным откровением и Божественным озарением. Это прямое восприятие присутствия Бога и молитвенное общение с ним. Присутствие Бога может ощущаться множеством способов: в церкви, за чтением Библии, в природе, в человеческих взаимоотношениях, в нравственном долге, в искусстве. Эти ощущения являются результатом личного духовного опыта.

Итак, выделено 13 аргументов, утверждающих существование Бога.

Полагаю, что для их опровержения необходимо выдвинуть столько же альтернативных аргументов. В противном случае, согласно принципу фальсификации или опровержения, сформулированному К.Поппером, предложенные аргументы могут, по крайней мере, считаться оправданными.

Вольтер, кстати, в «Метафизическом трактате» заметил, что в мысли о существовании Бога есть свои трудности; однако в противоположной мысли содержатся просто нелепости.

Литература

Великие мыслители о великих вопросах: современная западная философия. М., 2001.